Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему урок русского языка в 8 классе (технология развития критического мышления через чтение и письмо) Учитель русского языка МОУ «Гимназия 3» г.Ивантеевки Лагутина Ольга Александровна февраль 2014 г. 1
Цель урока: обучение восьмиклассников созданию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Задачи урока: - Повторить и обобщить знания о тексте, определить отличия текста- рассуждения от других типов речи; - закрепить умения и навыки, связанные со структурой рассуждения; - совершенствовать умение точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли; - сформировать умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи; - развивать умения аргументировать и доказывать свое мнение; - воспитать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения. 2
ЭТАП 1 Вызов 3
Текст. Признаки текста Утверждение+/- 1 Латинское слово «текстом» означает «связь, словесное единство, сочинение». 2 Текст – это речевое произведение, части которого объединены темой и основной мыслью. 3 Понятия «тема» и «основная мысль» - синонимы. 4 Текст обычно имеет (или может иметь) заголовок. 5 Мысль в тексте развивается: каждое следующее предложение несёт новые сведения. 6 В тексте должна быть только одна главная мысль. 7 В тексте может быть не одна главная мысль. 8 Два предложения не могут быть текстом. 9 Для связи предложений в тексте используются средства различных уровней языка: лексические, морфологические, синтаксические. 10 Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. 11 Предложения в тексте расположены в определенной последовательности. 12 Предложения в тексте могут располагаться произвольно, в любой последовательности. 13 Один из признаков текста – относительная законченность. 14 Один из признаков текста – наличие известного автора. 15 Информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство – основные признаки текста. 4
Текст. Признаки текста Утверждение+/- 1 Латинское слово «текстом» означает «связь, словесное единство, сочинение». + 2 Текст – это речевое произведение, части которого объединены темой и основной мыслью. + 3 Понятия «тема» и «основная мысль» - синонимы. - 4 Текст обычно имеет (или может иметь) заголовок. + 5 Мысль в тексте развивается: каждое следующее предложение несёт новые сведения. + 6 В тексте должна быть только одна главная мысль. - 7 В тексте может быть не одна главная мысль. + 8 Два предложения не могут быть текстом. - 9 Для связи предложений в тексте используются средства различных уровней языка: лексические, морфологические, синтаксические Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически Предложения в тексте расположены в определенной последовательности Предложения в тексте могут располагаться произвольно, в любой последовательности Один из признаков текста – относительная законченность Один из признаков текста – наличие известного автора Информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство – основные признаки текста. + 5
Типы речи Повествование Описание Рассуждение 6
этап 2 Осмысление 7
8
СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ 9 Тезис (то, что надо доказывать, объяснять или опровергать) Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения) Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто)
ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (1) 1.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 2. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 5.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 10
ПРОВЕРИМ СЕБЯ (1) 1. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 2.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 5. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 11
ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (2) 1.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Правила пунктуации обязательны для всех. 4. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 12
ПРОВЕРИМ СЕБЯ (2) 1. Правила пунктуации обязательны для всех. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 4.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 13
Средства связи элементов рассуждения Работа в группах _________ прием «Вертушка» Работа в группах _________ прием «Вертушка» 14 Работа в группах _________ приём «Вертушка» Работа в группах _________ приём «Вертушка»
РАБОТА С ТЕКСТОМ 15 Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Мыслитель» Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Мыслитель»
А.В. ТЕКУЧЁВ «Пунктуация… требует постоянного и глубокого осмысления не только существа правил, но и, что особенно важно, каждой речевой ситуации, в которой она применяется». 16
этап 3 Рефлексия 17
1. В ПЕРВОЙ СТРОЧКЕ ТЕМА НАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ (ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ). 2. ВТОРАЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ТЕМЫ В ДВУХ СЛОВАХ (ДВУМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ). 3. ТРЕТЬЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ТРЕМЯ СЛОВАМИ (ГЛАГОЛАМИ). 4. ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА - ЭТО ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ. 5. ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА - ЭТО СИНОНИМ ИЗ ОДНОГО СЛОВА, КОТОРЫЙ ПОВТОРЯЕТ СУТЬ ТЕМЫ. Синквейн 18
Домашнее задание Написать сочинение- рассуждение по высказыванию А.В. Текучёва от имени Стародума Митрофанушке. 19
Самооценка Возьмите жетон определённого цвета: Жёлтый – не в полной мере себя реализовал Красный – в полной мере себя реализовал 20
Молодцы ! 21
Использованные ресурсы: 1.Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. Учимся писать сочинение-рассуждение. 5-7 классы. 2.Т.И.Павлова, Н.А.Раннева. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю.Понимаю.Могу. 8-9 классы. 3.Н.А.Сенина и др. Русский язык. Подготовка к ГИА класс. 4.ФИПИ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования