Этапы психолого- педагогического сопровождения инклюзивного обучения
Основные направления психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения 1. Создание благоприятной социально- психологической среды через специальную подготовку педагогов и учеников конкретного класса (воспитанников группы). 2. Психопрофилактическая и психокоррекционная помощь ребенку с особыми образовательными потребностями. 3. Просветительская работа с педагогами и родителями. 4. Психологическое консультирование родителей.
Подготовка психологического поля к внедрению инклюзивного обучения в учебных заведениях формирование в социуме новой философии государственной политики относительно включения детей с особенностями в развитии в единое образовательное пространство учебного заведения; развитие коммуникативных компетенций у педагогов, родителей и детей в заведениях, где внедряется инклюзивное обучение; разработка проекта включения детей с особыми потребностями в образовательное пространство учебного заведения.
Психодиагностический этап: диагностика уровня развития детей: выявление индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального развития; уровня развития психических процессов; диагностика социальной зрелости, стиля взаимодействия педагогов и родителей с ребенком; диагностирование (анкетирование, беседы) педагогов и родителей на предмет готовности к внедрению инклюзивного обучения; изучение особенностей семьи, в которой воспитывается ребенок; психолого-педагогическое наблюдение за особенностями.
Оформление документации: банка данных детей с отклонениями в психофизическом развитии и другими особенностями; индивидуальной карты психолого-педагогической диагностики ребенка (практический психолог); социального паспорта семьи, в которой воспитывается ребенок (социальный педагог); дневника наблюдений за ребенком в учебном заведении (классный руководитель, воспитатель).
Разработка и утверждение индивидуальных программ обучения и развития детей с рекомендациями для педагогов и родителей, разработанных с участием различных специалистов (врачей, практического психолога, социального педагога, учителя- дефектолога, учителя-логопеда и др.).
Создание собственной учебно- методической и информационной базы: банка данных учебных, воспитательных, коррекционно-развивающих программ; механизма получения оперативной информации о состоянии здоровья, уровне обучения и развития ребенка с особыми потребностями.
Мониторинг результативности учебно- воспитательного процесса, включающий такие составляющие: дидактическую - изучение результативности учебного процесса; воспитательную - отслеживание эффективности воспитательного процесса, системы взаимоотношений его участников; управленческую - отслеживание характера взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах: «руководитель - педагогический коллектив», «руководитель - дети», «руководитель - родители», «руководитель - внешняя среда»; социально-психологическую - наблюдение за системой коллективно- групповых взаимоотношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, психологического состояния детей, родителей; медицинскую - отслеживание динамики состояния здоровья ребенка с особыми потребностями.
Выявление и прогнозирование возможных проблем, среди которых могут быть следующие: возникновение сопротивления новой среде со стороны ребенка, для снятия которого нужно включать разработку дополнительных образовательно- воспитательных ресурсов; возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и ребенком, педагогом и родителями вследствие работы с проблемой «особого ребенка».
Разработка путей коррекции возможных негативных последствий: резервирование времени для пересмотра спланированных форм, методов, приемов работы с детьми и их родителями; обстоятельное объяснение родителям и педагогам преимуществ инклюзивного образования; реорганизация индивидуальных психолого- педагогических программ сопровождения детей, у которых выявлены соответствующие проблемы; отслеживание результативности внедренных изменений.