Веревко С.А., кафедра управления образованием ГАОУ ДПО «Сар ИПКиПРО» Региональная конференция «Введение ФГОС общего образования: реалии и перспективы» июня 2011 года, г. Саратов
Проектная площадка Учреждения Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» – инновационная форма сотрудничества
Этап 1. Образовательный (октябрь-декабрь 2010 года). разработка модели введения ФГОС НОО в ОУ; мониторинг готовности ОУ и участников образовательного процесса к введению ФГОС НОО; формирование образовательного пространства ОУ.
Направление деятельности Практический результат Разработка модели введения ФГОС НОО в ОУ. Пакет нормативных документов для введения ФГОС НОО в ОУ. Модель деятельности ОУ по введению ФГОС НОО с учетом и специфики ОУ. Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС НОО. Материалы для проведения мониторинга готовности ОУ к введению ФГОС НОО. Формирование образовательного пространства ОУ. Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и спецификой ОУ. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников. Система учета образовательных достижений младших школьников.
Этап 2. Деятельностно-апробационный (январь-июнь 2011 года). 1. Апробация проектов (и/или их элементов), разработанных на первом этапе, в ОУ области, работающих в пилотном режиме введения ФГОС НОО. 2. Деятельность ОУ области по обеспечению введения ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года.
Стратегические направления инновационного подхода к управлению ОУ. приспособительное Приспособление системы управления ОУ к изменениям внешней среды Цель – «подстраивание» ОУ под внешние изменения адаптирующее Изменение ОУ в соответствии с изменениями внешней среды, формирование целенаправленного воздействия на саму внешнюю среду Цель – использование возможностей внешней среды
определение целей НОО на основании социального заказа (запроса), с учетом специфики ОУ и требований ФГОС разработка плана-графика основных мероприятий по всем видам и направлениям деятельности ОУ создание необходимых условий для введения и реализации ФГОС информационное просвещение педагогов, общественности и семьи
органы коллективного управления ОУ должностные лица ОУ, – директор ОУ, его заместители органы самоуправления ОУ, ГОУ объединения учителей
координация, согласованность и деловое сотрудничество всех уровней и элементов Системы управления в планировании, целеполагании и достижения поставленных целей; открытость в осуществлении должностными лицами ОУ своих руководящих функций, учет общественного мнения; персональная ответственность всех участников образовательного процесса, включая руководство ОУ, педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) за выполнение своих обязательств по предоставлению/получению общего образования; рациональное распределение усилий коллективов ОУ при решении главных проблем в ходе введения и реализации Стандарта; регулярный контроль процесса осуществления и результативности образовательной деятельности.
отвечает современным требованиям к обеспечению инновационного управления конкретным ОУ в соответствии с его спецификой и уникальностью, адекватна стратегическому выстраиванию образовательной деятельности ОУ в условиях реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в частности, – обновления общеобразовательных стандартов.
Важнейший фактор успешности деятельности по созданию условий для обеспечения выполнения требований Стандарта - системность и комплексный характер. Комплексность – создание условий для введения Стандарта по направлениям: нормативное; финансово-экономическое; организационное; кадровое; информационное; материально-техническое.
При апробации модели введения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях отрабатывалась последовательность, и определялось содержание деятельности ОУ по анализу состояния образовательной системы ОУ и приведения ее (ее элементов) в соответствие с требованиями Стандарта; научно-методическому сопровождению педагогических работников ОУ в условиях введения ФГОС НОО; проведению разъяснительной и просветительской работы среди педагогической и родительской общественности по вопросам введения ФГОС НОО; обеспечению гласности, открытости и прозрачности деятельности ОУ по подготовке к введению ФГОС НОО.
концепция системы управления ОУ в условиях введения ФГОС НОО, обеспечивающей преемственность ступеней дошкольного образования, начального общего и среднего (полного) общего образования, включающая институциональную модель введения ФГОС в ОУ, модель системы управления ОУ в условиях введения ФГОС НОО, обеспечивающей преемственность ступеней дошкольного образования, начального общего и среднего (полного) общего образования;
методические рекомендации по созданию программ внеурочной деятельности, отражающих региональные особенности, и программ воспитания в ОУ, реализации принципов ГОУ образованием на основе федеральных требований, разработке программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, формированию учебных планов и планов внеурочной деятельности ОУ в условиях введения ФГОС НОО.
Все материалы, разработанные в ходе деятельности Проектной площадки, прошли апробацию в ОУ области, получили удовлетворительные отзывы, могут быть внедрены в массовую практику методическая оснащенность процесса введения ФГОС НОО в ОУ области.
Спасибо за внимание!