Технология работы с одаренными детьми (теоретический аспект) г. Чердынь, 18 сентября 2013 г.
План семинара Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Признаки одаренности Виды одаренности Принципы и методы выявления одаренных детей Факторы, влияющие на развитие одаренности Проблемы одаренных детей
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Одаренный ребенок Наследственность Социальная среда Психологический (природные задатки) (игровая, трудовая, механизм учебная) саморегуляции (креативность)
Креативность как независимый фактор одаренности Поиск и определение проблемы Выдвижение гипотезы Проверка гипотезы Обоснование решения
Выводы по креативности 1. Главное – это не конвергентное (последовательное), а дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, что позволяет ребенку прийти к неожиданным выводам 2. Креативность свойственна человеку с развитием выше среднего уровня
Как часто проявляется детская одаренность? Все дети являются одаренными Одаренные дети встречаются крайне редко
Одаренность Потенциальная (большинство детей по отношению к разным видам деятельности) Актуальная (очень редко встречается, свойственна индивидуумам)
Выводы по одаренности Одаренность может быть как явной, так и замаскированной Одаренность конкретного ребенка – условная характеристика (потенциальная или актуальная) Одаренность – это не гарантия достижений ребенка в будущем Не стоит использовать «одаренный ребенок» как жестко фиксированный статус
Особенности одаренных детей 1. Высокая чувствительность во всем (чувство социальной справедливости) 2. Непрекращающаяся познавательная активность (любопытство) 3. Высокий интеллект 4. Большая энергия, целеустремленность, настойчивость 5. Такие дети часто неудобны в коллективе
Ребенок с признаками «одаренности» Единство категорий «хочу»( мотивационный аспект) и «могу»(инструментальный аспект)
Инструментальный аспект Быстрое освоение деятельности и высокая успешность выполнения Использование и изобретение новых способов деятельности и поиска решений Выдвижение новый целей деятельности, новое видение ситуации Выход за пределы требований выполняемой деятельности
Инструментальный аспект «Все делают по- своему»(индивидуализация деятельности) Умение в сложном видеть простое, а в простом сложное Особый тип обучаемости (как скоростной темп, так и замедленный)
Мотивационный аспект Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цветам) Ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности (удовольствие) Любознательность
Мотивационный аспект Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов Высокая критичность к результатам собственного труда Вывод: Указанные признаки позволяют предположить у ребенка «одаренность», а не сделать вывод о ее наличии!
Виды одаренности по критериям Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики Степень сформированности Форма проявления Широта проявления в различных видах деятельности Особенности возрастного развития
Вид деятельности (1 критерий) Практическая, теоретическая (познавательная), художественно- эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная деятельность. Одаренность проявляется в ремеслах, спортивная, организационная, интеллектуальная, сценическая, изобразительная и др.
Степень сформированности одаренности (2 критерий) Актуальная Более высокий показатель психического развития Талант (определяет эксперт) Гений Потенциальная Ребенок имеет потенциал для высоких достижений, но не может реализовать себя в данный момент
Форма проявления (3 критерий) Явная одаренность Проявляется даже при неблагоприятных условиях Скрытая одаренность Замаскированная форма, м.б. ошибочные заключения об отсутствии одаренности и не перспективности. Не вычисляется тестами!
Широта проявлений (4 критерий) Общая одаренность (умственная) Специальная одаренность (музыка, живопись, спорт…)
Особенности возрастного развития (5 критерий) Ранняя одаренность (с 1 г. до 6 л. – первый этап, с 6 л. до 10 л – второй этап) Вундеркинд («чудесный ребенок») Ранние дарования Поздняя одаренность (10 лет и позже)
Принципы и методы выявления одаренных детей Использование комплексного характера оценивания (дом, ДОУ, школа, доп. образование) Длительность идентификации по времени Анализ его поведения в тех сферах, которые соответствуют его склонности
Принципы и методы выявления одаренных детей Использование тренинговых методов Подключение экспертов в предметной деятельности Оценка признаков одаренности с учетом актуального уровня и зоны ближайшего развития Экологически валидные методы психодиагностики: наблюдение, беседа
Помнить при выявлении одаренности: «Одаренный» или «неодаренный» – это вмешательство в судьбу, предопределение субъективных ожиданий Детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека
Факторы, влияющие на развитие одаренности 1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей (опережение в одной сфере, а норма или отставание в других) 2. Семья одаренного ребенка, а не школа
Факторы, влияющие на развитие одаренности 3. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми Популярность Неприятие (особенно в специализированных (группа риска) учреждениях)
Факторы, влияющие на развитие одаренности 4. Личность одаренного ребенка Особая система ценностей (интерес) Перфекционизм (стремление добиться совершенства), крайняя форма – «самоедство» Независимость (автономность) Внутренний локус контроля
Проблемы одаренных детей Общение, социальное поведение Дислексия - слабое развитие речи Эмоциональное развитие Дисинхронизация развития
Проблемы одаренных детей Часто несоответствие физического и умственного развития Отсутствие саморегуляции Отсутствие творческих проявлений Трудность профессиональной ориентации Дезадаптация
Успехов в воспитании одаренных детей!