Первые проблемы подросткового периода
Цель : Познакомить родителей с основными психологическими особенностями подросткового возраста. Познакомить родителей с основными психологическими особенностями подросткового возраста. Обсудить проблемы общения Обсудить проблемы общения родителей с детьми. родителей с детьми. Ознакомить с рекомендациями психолога по решению данных проблем. Ознакомить с рекомендациями психолога по решению данных проблем.
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального « Я ». Это путь становления индивидуальности. В психологии этот период времени называют периодом « брожения » психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия.
Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Поддержка семьи вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Кто виноват ? " Вдруг " ничего не случается ! И это главное, что нужно понять. Как говорят психологи, становление подростка как личности проходит в несколько этапов. Как говорят психологи, становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И, скорее всего, если поведение сына или дочери вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой - то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку...
К сожалению, такого рода конфликты легко трансформируются в ситуацию " поздно пить " Боржоми ". Но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Просто будьте предельно внимательными в так называемые " пиковые " этапы взросления подростка. По большому счету их всего два...
Этап первый – лет : « Оставьте меня в покое !» Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его " статус " в среде сверстников. Значит необходимо бывать " на людях ". И что же происходит ?
Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка - он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше - с родителями, а в компании друзей. Авторитет какого - нибудь Коли становится важнее, чем мнение отца.
Типичная ошибка родителей Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их малыш был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на " короткий поводок ". Они заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что " Коля двоечник и хулиган ", могут и накричать в порыве эмоций.
Стоит ли удивляться, если " малыша " после этого, дома будет не сыскать, а убежденность в том, что " друг Коля " лучше папы ( хотя бы потому, что во всем его понимает ), только укрепится.
Что делать ? Не предпринимайте ничего ! Психологи говорят : этот этап благополучно пройдет, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере вы сможете составить о них какое - то мнение.
Этап второй – лет : « Не учите меня жить !» Гормональный фон постепенно выравнивается, но появляется переизбыток энергии, который срочно нужно куда - то девать. Подросток в этом возрасте живет по принципу " сила есть - ума не надо ". Столь же прямолинейна и его логика, он делит мир только на " хорошее " и " плохое " … Но об этом мы поговорим с вами позже...
Внимание, только внимание ! Универсальные советы на каждый день. Самая главная ошибка родителей ( и, к сожалению, самая типичная ) - усматривать в " недопустимом " поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение !
Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты - психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII - XIX веков ? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм.
Так вот подростки, по мнению ученых, - те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними.
Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа " почему " и " как ты мог " - подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не " друг Коля ", способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.
Поэтому : Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка. Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка. Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности. Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару. Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
Помогайте, когда он просит вас об этом. Помогайте, когда он просит вас об этом. Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т. д. Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т. д. Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам. Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
Чаще используйте приветливые фразы. Например : " Мне хорошо с тобой ", " Я рада тебя видеть ", " Мне нравится, как ты...", " Я по тебе соскучилась ", " Давай ( посидим, поделаем...) вместе ", " Ты, конечно, справишься ", " Как хорошо, что ты у нас есть "... Чаще используйте приветливые фразы. Например : " Мне хорошо с тобой ", " Я рада тебя видеть ", " Мне нравится, как ты...", " Я по тебе соскучилась ", " Давай ( посидим, поделаем...) вместе ", " Ты, конечно, справишься ", " Как хорошо, что ты у нас есть "...
Обнимайтесь ! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки " взрослые " подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы. Обнимайтесь ! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки " взрослые " подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.
Что остаётся ? Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова : " И это пройдет ". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.
Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно … А это так важно …
Использованные источники