Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать. Ф.М. Достоевский
1. Понятие «профессиональная компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность». ( ШМО учителей естественного цикла ). 2. Каковы возможности развития профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива? ( ШМО учителей филологического направления ). 3. С помощью, каких можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? ( ШМО учителей математического направления) 4. Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя? ( ШМО учителей истории) 5. Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности? ( ШМО учителей иностранного языка)
1. Понятие «профессиональная компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность».
Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями. Компетенция – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата. Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п. (чтобы сделать то, что требуется)
Компетенция – способность, умение, необходимые для эффективного достижения требуемого результата Ключевые компетенции – качества, способности, умения необходимые каждому человеку, чтобы быть успешным в своей профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе. Ключевые компетенции – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний. Ключевая компетенция формируется из комплекса умений
Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов). Информационные технологии (компьютерные – Интернет, электронная почта, программирование и т.д.) Исследовательские. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации). Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач). Организационные (работа с людьми). Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). Умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.) Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»). Решение проблем.
компетентность в сфере познавательной деятельности, основанная на усвоении самостоятельного приобретения знаний из различных источников ; компетентность в сфере общественной и трудовой деятельности ; информационная и коммуникативная компетентности ;
1. Учитель ограничивает свою деятельность пересказом того, что знает сам; больше ориентирован на процесс передачи знаний, чем на организацию познания учащихся. 2. Учитель умеет не только передать учебную информацию, но и ее трансформировать применительно к ученику. Однако устойчивых связей между учителем и учащимися не образуется. 3. Учитель обеспечивает доступность информации, моделирует систему деятельности, обеспечивающую знания и умения. Его взаимодействия с учащимися расширяются и осуществляются через средства совместной деятельности. 4. Учитель организует систему собственной деятельности и деятельности учащихся, формирует систему знаний и ориентации по своему предмету. 5. Учитель умеет создать систему знаний, деятельности и отношений по своему предмету.
ШМОСоответствует Завышена самооценка Занижена самооценка Естестеств.413 Историки 130 Иностранный 842 Украинский и русский языки и литература 801 Математики 700
2. Каковы возможности развития профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива?
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур Пайперт
ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно– коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий. Грамотность это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти. Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети это каналы передачи информации
определение информации способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; доступ к информации умение собирать и/или извлекать информацию; управление информацией умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных; оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации. создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее. сообщение информации способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
ИКТ – компетентность ученика ИКТ - компетентность ИКТ – компетентность администрации ИКТ – компетентность учителя- предметника
ИКТ – компетентность учителя -предметника базовая ИКТ- компетентность предметно- ориентированная Под базовой ИКТ- компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю- предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ-технологий общего назначения Предметно-ориентированная ИКТ- компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Определение. Под ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. ИКТ – компетентность ученика Модель ИКТ- компетентности
ИКТ - управление ИКТ – компетентность педагога ДИРЕКТОР ЗАМ. ДИРЕКТОРА учителя-предметники
Организовать групповые и индивидуальные консультации; Обеспечить техническую и методическую поддержку учителей с недостаточным уровнем ИКТ – грамотности и ИКТ – компетентности.
Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике. Участвовать в профессиональных конкурсах, форумах и педсоветах. Использовать учителями при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, Обеспечить использование ресурсов Интернет. Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ
Из предложенных форм методической работы, создайте графическую модель Система работы по повышению профессионального уровня учителя. 1 группа. Мероприятия, направленные на усиление практических навыков учителя.. 2 группа. Мероприятия для усиления научных знаний учителя. 3 группа. Коллективное творчество,направленное на повышение профессиональной компетенции учителя. 4 группа. Прилечение учителей к активной творческой деятельности. 5 группа. Распространение индивидуальных наработок. «круглые столы», публикация методических разработок, творческие мастерские, учебные семинары на базе открытых уроков, психолого – педагогические семинары, решение проблемных педагогика - дидактических заданий, предметно – методические недели, выпуски методических бюллетеней., творческие отчеты, обобщение педагогического опыта, презентации педагогических новинок, инструктивно – методические консультации и советы, проблемные семинары, уроки – тренинги, деловые игры, мастер – классы, творческие мастерские, конкурсы профессионального мастерства, педагогические чтения, собеседование с учителем.
Мероприятия, направленные на усиление практических навыков учителя учебные семинары на базе открытых уроков; решение проблемных педагогика- дидактических заданий; инструктивно методические консультации и советы; уроки – тренинги; собеседование с учителями. Мероприятия, направленные на усиление научных знаний учителя. психолого- педагогические семинары; презентации педагогических новинок; проблемные семинары; педагогические чтения
Коллективное творчество: «круглые столы»; выпуски методических бюллетеней; творческие мастерские. Распространение индивидуальных наработок: публикации методических материалов; творческие отчеты; мастер – классы. Мероприятия, направленные на привлечение учителей к активной творческой деятельности : предметно – методические недели; обобщение передового опыта; деловые игры; конкурсы профессионального мастерства.
Болградский учебно – воспитательный комплекс : специализированная школа I – III ступеней - лицей
3. С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
Пока я снимал с себя слепок, мне пришлось не раз и не два ощупать и измерить себя в поисках правильных соотношений, вследствие чего и самый образец приобрел большую четкость и некоторым образом усовершенствовался. Исследователь М.Монтель.
ПЕДАГОГ в новых информационных условиях - помощник консультант навигатор, работающий по принципу «Учить учиться и развиваться, выбирая свой образовательный маршрут»
продуктивн о использоват ь адекватно воспринимать своевременно находить способности
Механизмы для организации деятельности педагогов, направленные на развитие их профессиональной компетентности. самообразование Психологическая служба Методическая служба
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Творческие лаборатории: Обучающие семинары Тренинги профессионально значимых навыков Эмоциональная реабилитация Активное общение, обмен опытом с коллегами
Психологическая служба Тренинги: Повышение психологической грамотности педагога Освоение современных эффективных психосоциальных технологий учебной и воспитательной работы Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Работа семья индивидуальные интересы самообразование
Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности. Д.И. Менделеев
1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя - диагностирования, тестирование -определение путей совершенствования профессиональной компетентности
2 этап Механизмы развития профессиональной компетентности педагога. План самообразования Создания творческих групп Повышение квалификации Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций Разработка системы стимулирования деятельности учителя
Обобщение опыта Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов Самоанализ деятельности
4. Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки
Осуществляется добровольно Осуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человеком Необходимо для совершенствования каких- либо качеств и навыков
Формы самообразования Индивидуальная Групповая
Профессиональное (предмет преподавания) Психолого-педагогическое и психологическое Методическое Эстетическое В области ИКТ –технологий В области охраны здоровья Политическое Языковое
Просмотр телепередач, чтение прессы Знакомство с педагогической и методической литературой Регулярное использование информации из Интернета Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег Систематическое повышение квалификации Изучение современных психологических и педагогических методик Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта Внимание к собственному физическому и психическому здоровью
Запишите : 1.Факторы, стимулирующие самообразование учителя. 2.Факторы, «препятствующие» самообразованию учителя.
Факторы, стимулирующие самообразование учителя. Школьная методическая служба. Курсовая переподготовка. Пример и влияние коллег. Пример и влияние руководителей. Организация работы в школе. Внимание к проблемам со стороны руководства. Доверие. Новизна деятельности, условия роботы и возможность экспериментировать. Занятие самообразованием Интерес к работе. Увеличивающаяся ответственность. Возможность получения признания в коллективе. Факторы, «препятствующие» самообразованию учителя. Собственная инертность. Разочарованность в результате неудач, что были раньше. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководства. Враждебность окружения. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, из-за объективной информации. Состояние здоровья. Дефицит времени. Ограниченные ресурсы, сложные жизненные обстоятельства.
Повышение качества преподавания предмета Готовность к педагогическому творчеству Профессиональный и карьерный рост Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника Соответствие учителя требованиям общества и государства
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования авторитета педагога
5. Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности?
определяет Завтрашние достижения
Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности? Проблема над которой работала кафедра иностранных языков.
Профессиональная компетентность учителя. Совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Творческая индивидуальность Восприимчивость к пед. инновациям педагогическое общение есть стабильность высоких результатов Совоку
Пути Проф. компетентности ШМО ТГ Исследовательская деятельность Освоение пед. технологий Участие в пед. Конкурсах и фестивалях. Формы пед. Поддержки ( ПДС, ГАЗ…) Трансляция Собственного пед.опыта Использование ИКТ
Проблемы? Система тренингов Активные формы работы во всех Метод.структурах Необходимость лаборанта-консультанта МТБ Мультимедийные кабинеты Мотивация Создания Благоприятных Условий Для пед.роста Саморазвитие на Основе самоанализа Создание школьного сайта»Творческий поиск»
Демократическая система управления система стимулирования, различные формы мониторинга ( анкетирование, внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы и презентации собственных достижений.) Портфолио учителя – Отражение профессиональной компетенции.
5 Гуманист 10 Педагог. сотрудничество 8 Исследователь 2 Педагог по призванию 6 Само диагност 1 стажер 7 Творец новатор 9 Осознанная индивидуальность 3 От эрудита до мастера 4 Мастер- диагност 11 Профессионал эксперт
Все победы начинаются с…