Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных. Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска
Как определить тип придаточных? Нужно установить смысловые отношения между главным и придаточным предложениями при помощи вопроса.
Придаточные изъяснительные Связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (ЗНАТЬ, ПОНИМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЛЮБИТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ И ТД.) Я знаю (ЧТО?) ЧТО ты скажешь. КТО приходил. КАК это сделать. КАКОЙ сегодня день. КОГДА он вернётся. ГДЕ он живёт. ПОЧЁМУ ты молчишь. ЗАЧЕМ он приходил.
Придаточные определительные Относятся к существительному или местоимению, могут быть связаны с главным предложением с помощью союзных слов. Мы вошли в ту комнату (КАКУЮ?) КОТОРАЯ была ярко освещена. ЧТО находилась справа. КУДА нас пригласила хозяйка. ОТКУДА доносились голоса. ГДЕ были сложены вещи.
Придаточные обстоятельственные. РАЗЛИЧАТЬ ! ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ( ТАК ЧТО) ПРИДАТОЧНЫЕ СТЕПЕНИ ( ЧТО) Было очень темно, так что приходилось нащупывать дорогу. Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу. Выражает степень при помощи указания на следствие.
Придаточные обстоятельства РАЗЛИЧАТЬ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ Мы остановились (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?), ЧТОБЫ набрать воды. Мы остановились (ПОЧЕМУ?), ПОТОМУ ЧТО нужно было набрать воды.
Обратить внимание Придаточные присоединительные 1)Обозначают добавочные сведения, замечания к тому, о чём говорится в главном предложении; 2) конкретный вопрос поставить невозможно; 3)относятся ко всему главному предложению; 4) Присоединяются союзными словами ЧТО,ЧЕМ, О ЧЕМ, ОТТОГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ И ДР. Пала роса, что обещало хорошую погоду.
Список используемых источников: 1)А.Г. Нарушевич Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Москва, Просвещение,2009 2)А.Г. Нарушевич Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», )Пушкин А.С.Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин», Москва, Олимп, ) 5)