МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать.
Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.
1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ Теоретические основы модульного обучения 1. Программное обучение 2. Теория поэтапного формирования умственных действий 3. Кибернетический подход 4. Психология 5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения
1.2. Отличия модульного обучения от традиционного традиционное обучение модульное обучение Фронтальные формы обучения Индивидуальная форма обучения Общий темп учебно- познавательной деятельности Индивидуальный темп учебно- познавательной деятельности Содержание обучения представлено поурочным изучением материала Содержание обучения представлено законченными информационными блоками Дидактическая цель формируется для класса в целом без учета индивидуальных особенностей учащихся Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения
Преобладает объяснительно- иллюстративный способ преподавания Осуществляется деятельностный характер обучения, способствует развитию интересов и способностей ученика Форма общения учитель- ученик устная при изучении нового материала Форма общения учитель- ученик письменная через модули плюс личное индивидуальное общение Самостоятельной работе ученика отводится недостаточное количество времени. Действия ученика не всегда осознанны, спланированы, направлены Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, само планированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке
Управление учебно- познавательной деятельностью учащихся более жесткое Управление учебно- познавательной деятельностью учащихся через модули непосредственно, более мягкое, сугубо целенаправленное Есть проблема свободного (внеурочного) времени для индивидуальных консультаций учащихся Нет. Все осуществляется на уроке Психологическая проблема - страх ученика перед оценкой Снимается
1.3. Сущность модульного обучения Модульное обучение - такая организация учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой структурно- функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Модуль - это целевой структурно- функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов точно сформулированная учебная цель (целевая программа); банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство по достижению целей; практические занятия по формированию необходимых умений; контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЕЙ 2.1. Разработка модульной программы Модульная программа не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы. Модульная программа не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы.
Чтобы составить такую программу, учителю прежде всего необходимо: выделить основные научные идеи курса; структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки; сформировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). КДЦ имеет два уровня: 1) Уровень усвоения учебного содержания учеником. 2) Уровень использования учебного содержания в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. сформировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). КДЦ имеет два уровня: 1) Уровень усвоения учебного содержания учеником. 2) Уровень использования учебного содержания в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель.
Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому: каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) на основе ЧДЦ выделяются учебные элементы (УЭ)
Условные обозначения: КДЦ комплексная дидактическая цель; ИДЦ интегрирующая дидактическая цель; ЧДЦ частная дидактическая цель; К,L порядковые номера учебных элементов; продолжение порядкового номера КДЦ комплексная дидактическая цель; ИДЦ интегрирующая дидактическая цель; ЧДЦ частная дидактическая цель; К,L порядковые номера учебных элементов; продолжение порядкового номера
МП (КДЦ) М1 (ИДЦ 1) М2 (ИДЦ 2) М3 (ИДЦ 3) М.1 (ДЦ 1.1) М.1 К (ДЦ 1.К) М. 1 (ДЦ 1.) М. К (ДЦ К) М К (ДЦ К) МОДУЛИ ПЕРВОГО УРОВНЯ МОДУЛИ ВТОРОГО УРОВНЯ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Возможна такая последовательность действий учителя по составлению модульной программы: Возможна такая последовательность действий учителя по составлению модульной программы: 1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование 2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им. 2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им. 3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом ; блок информации; отработка содержания обучения; контроль усвоения знаний и коррекция ошибок в усвоении этого содержания. 3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом ; блок информации; отработка содержания обучения; контроль усвоения знаний и коррекция ошибок в усвоении этого содержания. 4. Подбор литературы для учащихся. 5. Написание модульной программы ( желательно печатный вариант). 5. Написание модульной программы ( желательно печатный вариант). 6. Распечатка модульных программ для каждого ученика. 6. Распечатка модульных программ для каждого ученика.
2.2. Принципы построения модульных программ Модули можно разделить на три типа: познавательные операционные смешанные
Принцип сочетания целей Принцип обратной связи Ведущие принципы модульного обучения
Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала
Общие критерии формирования содержания модуля 1. Учет внутрипредметных и межпредметных связей 2. Дифференциация учебного содержания 3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников 4. Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания
перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента после завершения работы с модулем проводится выходной контроль 2.3. Контроль знаний и умений при работе с модулем
2.4. Дифференциация учебного содержания 2.4. Дифференциация учебного содержания
2.5. Структура модуля. Построение модульных уроков
Составлению модульного урока может помочь следующий алгоритм: формулировка темы урока; определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения; разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них; подбор необходимого фактического материала; определение способов учебной деятельности учащихся; отбор методов и форм преподавания и контроля; составление модуля данного урока; подготовка необходимого количества копий текста урока. формулировка темы урока; определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения; разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них; подбор необходимого фактического материала; определение способов учебной деятельности учащихся; отбор методов и форм преподавания и контроля; составление модуля данного урока; подготовка необходимого количества копий текста урока.
Обязательные учебные элементы (УЭ) модульного урока: УЭ-0 определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ-0 определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ-1 включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.; УЭ-1 включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.; УЭ-2 и т.д. отработка учебного материала; УЭ-п (где п номер последнего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия.
Модуль может иметь следующую форму: N стр. М УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного содержания
2.6. Введение модулей в учебный процесс Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качества и эффективность Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качества и эффективность
2.7 Ограничения модульной технологии 1. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности. 1. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности. 2. Материальные возможности школы. 3. Включение в модуль большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени. 3. Включение в модуль большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.