Учитель географии МБОУ «ООШ 36» Галямова Раузалия Минсалиховна г. Анжеро-Судженск
1. Предметные школьные олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам 2. Олимпиады для школьников – это конкурс на лучшие знания по предмету 3. Олимпиады способствуют подготовке учащихся к жизни в современных условиях – условиях конкуренции
Предметные олимпиады признаны решать задачи: Выявление одарённых детей Повышение эффективности обучения Формирование активной личности
Олимпиадные задания, какими бы сложными они не были, строятся на основе школьных курсов географии. Задачи лишь развивают, логически усложняют базовые знания, облекают их в более занимательную форму.
Для того чтобы подготовить отлично ученика к олимпиаде необходимо: 1. Готовить ученика системно, а не периодически 2. Использовать базовую, качественную литературу по предмету 3. Быть в курсе всей информации по олимпиадам текущего периода
Формы и методы работы с географической информацией: 1. Формирование понятийного аппарата у обучающихся. Понятия:Определения: 1. карст А - замкнутые впадины конической и чашеобразной формы диаметром от нескольких метров до 50 м и глубиной до 15 м 2. карстовые формы рельефа Б - форма рельефа пещер, возникающая в результате выпадения в осадок растворенного вещества при испарении капель, свисающих сверху, нависающих в виде сосулек, трубок, гребенок, бахромы. 3. пещера В - форма рельефа пещер, образующаяся на дне пещер при испарении упавших сверху капель, вырастая вверх в виде сосулек, столбиков, стеблей 4. сталактиты Г - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами (гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью) 5. сталагмиты Д - полости, открывающиеся на земную поверхность одним или несколькими выходными отверстиями. 6. сталагнатыЕ - залегание карстующихся пород на поверхности 7. воронкиЖ – Срастание сталагмитов и сталактитов 8. голый карстЗ - залегание карстующих пород под другими горными породами 9. покрытый карсты - формы рельефа образованные карстовыми процессами
2. Усвоение теоретических знаний по географии. Победы на олимпиадах предполагают отличное усвоение теоретических знаний по географии. Наряду с использованием единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по географии, позволяющих наглядно, четко, последовательно, интересно и повторить, и изучить материал по многим темам, для индивидуальной работы также используются логические опорные схемы, позволяющие одновременно в компактной, емкой форме охватить большой объем информации и обеспечить лучшее ее усвоение.
3. Изучение номенклатуры и работы с картой. - Африка: Капские горы – о.Мадагаскар – р.Замбези – Ниагарский вдп. – Красное море – п– ов Сомали – Гвинейский залив. - Южная Америка: Анды – Примексиканская низм. – Амазонская низм.- Патагонская низм. – р.Сан – Франсиску – Ла – Плата – Чили. - Северная Америка: П-ов Аляска – море Саргассово – Скандинавские горы – о-ов Куба – р.Миссисипи – оз.Атабаска – Канада.
4. Решение географических задач Также при подготовке к олимпиаде, целесообразно организовать работу с контурами стран и регионов России. Суть данного приёма заключается в следующем: учащимся предлагается множество карточек с контурами географических объектов. Их задача не просто назвать объект, его местоположение, но и ответить на ряд вопросов, характеризующих географию данных объектов. Например, определить, что это за страна