Урок-практикум « Решение задач на сцепленное с полом наследование» Автор: Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разминка (проверочная работа) Изучение новой темы. Решение генетических задач. Подведение итогов.
Advertisements

Автор: учитель Поречской СОШ Ростовского района, Ярославской области Зайцева Е. А.
Один из методов решения генетических задач МБОУ «Савалеевская СОШ», 2011 Рыбак С.Д., учитель биологии.
Тема: «Генетика пола» Пименов А.В. Задачи: o Дать характеристику механизму определения пола и особенностям наследования признаков, сцепленных с полом;
Генетическое лото класс Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование 1задача2задача3задача4задача Дигибридное скрещивание. 1задача2задача3задача4задача.
Использование генетической символики для записи заданий на наследование связанное с полом.
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных.
Генеалогический метод тема: «Методы изучения наследственности человека» Биология. 11 класс.
Презентация по теме Генетика пола. Хромосомное определение пола У раздельнополых организмов соотношение полов составляет 1:1. Мужские и женские особи.
ГЕНЕТИКА ПОЛА Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ» Истринского района, МО Лесонен Петр Петрович
Тема: Генетика пола. Определение половых хромосом. Наследование, сцепленное с полом Цель презентации: Ознакомиться с механизмом хромосомного определения.
Генетика Решение задач. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы.
Тема урока:. Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, о гомогаметных и гетерогаметных организмах Сформировать знания о хромосомном.
Дайте определения понятиям Дайте определения понятиям: Пол; Аутосомы; Половые хромосомы; Гомогаметный пол; Гетерогаметный пол.
Генетика пола 2 урок. Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов?
Законы Грегора Менделя. Формулировка 1 закона Менделя Закон единообразия первого поколения гибридов, или первый закон Менделя. При скрещивании двух гомозиготных.
9 класс. Урок – обобщение. Учитель Хабибуллина Г.Н. Наследственность. Изменчивость.
Элективный курс: Медико-генетическая консультация Генеалогический метод Лекция 2 МОУ «Средняя общеобразовательная школа 50» города Кургана Автор: Дерябина.
ГЕНЕТИКА ПОЛА. СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ. ПОЛ ОРГАНИЗМА (МУЖСКОЙ ИЛИ ЖЕНСКИЙ) ЯВЛЯЕТСЯ ТАКИМ ЖЕ ПРИЗНАКОМ КАК И ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ. РАСЩЕПЛЕНИЕ ПО.
Тема урока: Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом.
Транксрипт:

Урок-практикум « Решение задач на сцепленное с полом наследование» Автор: Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася СОШ 1» Тверской области

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи данного типа, применение теоретических знаний на практике.

Ген нормальной свёртываемости крови (А) у человека наследуется по доминантному типу и сцеплен с Х-хромосомой. Рецессивная мутация этого гена (а) приводит к гемовилии – несвёртываемости крови. Определить процентную вероятность рождения здоровых детей в молодой семье, если невеста имеет нормальную свёртываемость крови, хотя её родная сестра с признаками гемовилии. У жениха мать страдает этим заболеванием, а отец здоров. Задача 1

Дано: Х А - ген нормальной свёртываемости крови Х а - ген гемовилии вероятность рождения здоровых детей -? Схема скрещивания:

Дано: Х А - ген нормальной свёртываемости крови Х а - ген гемовилии вероятность рождения здоровых детей -? Р Х А Х а х Х а У - генотип здор. гемов. - фенотип G Х А Х а Х а У F 1 Х А Х а Х А У Х а Х а Х а У здор. здор. гемов. гемов Схема скрещивания: 50% Ответ: вероятность рождения здоровых детей в молодой семье 50 %

Два рецессивных гена, расположенных в различных участках Х-хромосомы, вызывают у человека такие заболевания как гемовилия и мышечная дистрофииииииия. Их доминантные аллели контролируют нормальную свёртываемость крови и мышечный тонус. У невесты мать страдает дистрофииииииией, но по родословной имеет нормальную свёртываемость крови, а отец был болен гемовилией, но без каких либо дистрофииииииических признаков. У жениха проявляются оба заболевания. Проанализировать потомство в данной семье. Задача 2

Дано: Х А - ген нормальной свёртываемости крови Х а - ген гемовилии Х В – нормальный мышечный тонус Х в - дистрофииииииия F 1 -? Р Х Ав Х аВ х Х ав У - генотип здор. гемов. - фенотип по 2-м признакам дистрофииииии. G Х Ав Х аВ Х ав У F 1 Х Ав Х ав Х Ав У Х аВ Х ав Х аВ У н.сверт. н.сверт гемов. гемов. дистрофииииии. дистрофииииии. н.тонус н.тонус Схема скрещивания: Ответ: все дети имеют заболевание, 50% с гемовилией и 50% с дистрофииииииией.

Задача 3 Альбинизм у человека определяется рецессивным геном (а), расположенным в аутосоме, а одна из форм диабета определяется рецессивным геном (в), сцепленным с половой Х-хромосомой. Доминантные гены отвечают за пигментацию (А) и нормальный обмен веществ (В). Супруги имеют тёмный цвет волос. Матери обоих страдали диабетом, а отцы – здоровы. Родился один ребёнок больной по двум признакам. Определить процентную вероятность рождения в данной семье здоровых и больных детей.

Дано: А - ген пигментации а - альбинизм Х В - нормальный обмен веществ Х в - диабет вероятность рождения здоровых и больных детей -? Р Аа Х В Х в х АаХ а У - генотип т.волосы т.волосы - фенотип здор. гемов. G АХ В АХ в аХ В аХ в АХ а АУ аХ в аУ F 1 …… Схема скрещивания: Ответ: вероятность рождения здоровых детей составляет 6/16 = 37,5%. Десять больных: 10/16 = 62,5%, из них двое больных по двум признакам: 2/16 = 12,5%.

Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары? Задача 4

Дано: А -праворукость а -леворукость Х D – нормальное зрение Х d -дальтонизм F 1 - ? Р ааХ D Х D х АаХ d У - генотип н.зрение дальтоник - фенотип левша правша G аХ D АХ d АУ аХ d аУ F 1 АаХ D Х d АаХ D У ааХ D Х d ааХ D У н.зрение н.зрение н.зрение дальтоник правша правша левша левша 25% 25% 25% 25% Схема скрещивания:

У некоторых организмов, например, у птиц, гетерогаметными (ХУ) являются женские особи, а мужские – гомогаметные (ХХ). У кур полосатость окраски обусловлена сцепленным с Х-хромосомой доминантным геном В, а отсутствие полосатости - его рецессивным аллелем b. Наличие гребня на голове определяется доминантным аутосомным геном - А, а его отсутствие рецессивным аллелем - а. Две полосатых птицы, имеющих гребешки, были скрещены и дали двух цыплят: полосатого петушка с гребешком и не полосатую курочку, не имеющую гребешка. Определить генотипы родительских особей. Задача 5

Дано: А – наличие гребня а – отсутствие гребня Х В – полосатость Х b – отсутствие полосатости Генотипы Р - ? Р х - генотип полосатый полосатая - фенотип с гребнем с гребнем F 1 полосатый не полосатая с гребнем без гребня Схема скрещивания: А. Х В Х. А. Х В У АаХ В Х b ааХ b У а b а Ответ: генотип петуха – АаХ B Х b, генотип курицы – АаХ B У

Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой Признаки, расположенные в негомологичных участках Y-хромосом, всегда проявляются у мужчин и никогда не встречаются у женщин.

Задача 6 Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатолапого мужчины и нормальной женщины.

Дано: У А - ген перепончатопалости фенотипы детей -? Р ХХ х ХУ А - генотип нормальная перепончатолапый - фенотип G Х Х У А F 1 ХХ ХУ А нормальная перепончатолапый Схема скрещивания: Ответ: все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатолапыми.