Мастер-класс «Анализ текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению (части С)»
Цели и задачи: Цели и задачи:Цели: подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить: подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить: - понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра; - понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра; - логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении; - логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;Задачи: углубить знания учащихся о стилях и типах речи, углубить знания учащихся о стилях и типах речи, жанрах сочинения; жанрах сочинения; научить формулировать и комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста; научить формулировать и комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста; аргументированно высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме. аргументированно высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
Что проверяет у выпускников задание С: Умение воспринять информацию, содержащуюся в тексте; Умение воспринять информацию, содержащуюся в тексте; Умение анализировать содержание исходного текста; Умение анализировать содержание исходного текста; Умение анализировать форму исходного текста; Умение анализировать форму исходного текста; Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного; Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного; Умение точно, логично и последовательно излагать мысли; Умение точно, логично и последовательно излагать мысли; Умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Практическую грамотность. Практическую грамотность.
Критерии содержания сочинения- рассуждения: Формулировка проблемы исходного текста; Формулировка проблемы исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента) Аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента) Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; Точность и выразительность речи; Точность и выразительность речи; Грамотность. Грамотность.
План сочинения – рассуждения по исходному тексту. Вступление. Вступление. Основная часть: Основная часть: Формулировка проблемы исходного текста; Формулировка проблемы исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Изложение собственного мнения по проблеме; Изложение собственного мнения по проблеме; Заключение. Заключение.
Основные признаки текста. Информативность; Информативность; Тематическое единство; Тематическое единство; Связность; Связность; Цельность; Цельность; Завершенность; Завершенность; Последовательность. Последовательность.
Анализ текста В.П. Астафьева как подготовка рабочих материалов к сочинению. Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. в каждое слово. В. Литвинов. В. Литвинов.
Алгоритм урока с точки зрения технологичности (групповая технология) 1 этап. Актуализация темы. Целеполагание. 1 этап. Актуализация темы. Целеполагание. – постановка познавательной цели (проблемная ситуация); – постановка познавательной цели (проблемная ситуация); – инструктаж о последовательности работы; – инструктаж о последовательности работы; – раздача текста, раздаточного материала (клише, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе), словари, справочный материал. – раздача текста, раздаточного материала (клише, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе), словари, справочный материал.
Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас. Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас. Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев)
2 этап. Планирование групповой работы: 2 этап. Планирование групповой работы: – знакомство с текстом; – знакомство с текстом; – планирование работы внутри группы; – планирование работы внутри группы; – распределение заданий внутри группы; – распределение заданий внутри группы; 3 этап. Исследование текста. 3 этап. Исследование текста. – индивидуальное выполнение задания; – индивидуальное выполнение задания; – обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; – обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; – обсуждение общего задания группы (замечания, обобщения); – обсуждение общего задания группы (замечания, обобщения);
4 этап. Дискуссия (отчет о проделанной работе) 4 этап. Дискуссия (отчет о проделанной работе) – сообщения о результатах работы в группе; – сообщения о результатах работы в группе; – анализ познавательной задачи, рефлексия; – анализ познавательной задачи, рефлексия; – общий вывод о групповой работе и достижениях поставленной задачи; – общий вывод о групповой работе и достижениях поставленной задачи; 5 этап. Итоговая творческая работа. 5 этап. Итоговая творческая работа.
Памятка «Советы при выполнении задания «С» ЕГЭ». Внимательно прочитайте текст. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?» В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним. Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним.