ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ Творческий проект самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько хорошо вы сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны ваши знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Это своего рода контрольная работа за год, экзамен по трудовому обучению соответствующая их возрастным возможностям Проект может состоять из отдельных частей, например эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработку технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы реконструкции и усовершенствования изделий, экономические расчеты и т. д. Варианты проектов могут быть самыми различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена товарищем, родителями, учителем. Проект может быть выполнен совместно с несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена. Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта будет способствовать развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков.
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ Проект состоит из двух частей: пояснительной записки с эскизами, чертежами и технологическими картами и самого изделия, выполненного руками учащегося. Работа над проектом делится на три этапа: - организационно-подготовительный технологический заключительный Организационно-подготовительный этап включает в себя поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта конструкции, подбор материалов, планирование технологического процесса, разработку конструкторско-технологической документации. Технологический этап подразумевает выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. Получение готового изделия. Заключительный этап состоит из контроля и испытания изделия, корректирования конструкторско-технологической документации, экономического и экологического обоснования, подведения итогов, защиты проекта.
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ Стадии выполнения Деятельность учащегосяДеятельность учителя 1 организационно-подготовительный этап 1.1 Поиск проблемыСлушает учителя, анализирует услышанное Излагает сущность проекта. Ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания. 1.2 Выбор и обоснование проекта Выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности самого и школы. Наблюдает за учащимися, консультирует, контролирует, участвует в принятии решения. Учитель Ученик
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ 1.3 Анализ предстоящей деятельности Анализирует предстоящую деятельность; разрабатывает «звёздочку обдумывания» Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает. 1.4 Разработка различных вариантов выполнения проекта История проекта; рисунки, схемы и эскизы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков. Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает. 1.5 Выбор оптимального варианта Выбирает из многих вариантов наиболее подходящий Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает. 1.6 Подбор материалов и оборудования Разрабатывает «звёздочки обдумывания»: «Материалы» «Оборудование» Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 1.7 Разработка конструкторско- технологической документации и технологического процесса Разрабатывает рациональную технологию; составляет технологические карты, эскизы, чертежи; осуществляет конструирование и моделирование; выбирает и анализирует, определяет режимы работы и затраты времени; уточняет критерии контроля Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ 1.8 Организация рабочего места Подбирает и размещает на рабочем месте материалы, инструменты и приспособления Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 2 Технологический этап 2.1 Выполнение технологических операций Подбирает режимы обработки; осуществляет обработку заготовок, контроль качества обработки деталей Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 2.2 Самоконтроль своей деятельности Осуществляет самоконтроль своей деятельности; вносит изменения в технологический процесс Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 2.3 Корректирование технологического процесса Корректирует последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 2.4 Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда Контролирует технологический процесс; соблюдает технологическую и трудовую дисциплину; контролирует организацию рабочего места Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ 3 Заключительный этап 3.1 Контроль и испытание изделия (услуги) Осуществляет контроль и корректировку параметров изделия; проводит испытание изделия Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 3.2 Корректирование документации Вносит изменения в документацию по результатам испытания, готовит документацию к защите (проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологические карты) Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 3.3 Экономико-экологическое обоснование Рассчитывает себестоимость изделия (услуги); разрабатывает (при необходимости) бизнес-план; проводит экологическую экспертизу Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 3.4 Мини - маркетинговые исследования Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия (услуги); осуществляет поиск предложений возможной реализации изделия (услуги) Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 3.5 Подведение итоговСамоанализ достоинств и недостатков проекта; самооценка результатов; перспектива производства Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает 3.6 Защита проектаДоклад и демонстрация; ответы на вопросыСлушает, участвует в оценке проекта (услуги)
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ Требования к проектированию изделий (услуг): экономичность – требует производства с наименьшими материальными, энергетическими и временными затратами; эргономичность – предусматривает изготовление такого проекта (услуги), на которое будет затрачено минимум энергии и движений человека; экологичность – заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения ущерба окружающей среде ; этичность –предусматривает осуществление проектов, которые создают условия для лучшей качественной жизни человека и оптимальной среды обитания. К защите проекта должны быть представлены: обоснование проекта технологическая документация рекламный проспект проекта экономический расчёт само изделие Защита проекта проводится в виде доклада.
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ Организационно-подготовительный этап. Первый шаг на пути проектирования выбор и обоснование проекта. Тема проекта выбирается после изучения потребности в тех или иных изделиях, возможности их изготовления, наличия материала и т. д. Следующим шагом является процесс конструирования изделия, формирования конструкции. Здесь можно использовать конструкции изделий, увиденных в книгах и журналах, вносить и изменять в них какие-либо конструктивные элементы, конструировать по собственному замыслу. В процессе конструирования могут возникнуть трудности с изображением изделия. Эту часть проекта можно выполнять на уроках рисования, где возможна помощь учителя. Можно также воспользоваться различными способами копирования рисунка. Заканчивается организационно-подготовительный этап планированием технологии изготовления, разработкой технологического процесса. Выходным документом при этом являются технологические карты на изготовление деталей изделия, их сборку. Технологический этап. Здесь выполняются трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом. В работе необходимо соблюдать технологическую, трудовую культуру. Заключительный этап. На этом этапе осуществляется окончательный контроль и испытание объекта проектирования. Выполняется рекламный проспект, производятся экономические расчеты, определяется себестоимость изделия, предлагаются возможные пути его реализации. Защита проекта проходит по всем этапам. К защите должны быть представлены: обоснование проекта, техническая документация, рекламный проспект проекта, экономический расчет и само изделие. Защищающий проект должен вначале сам раскрыть положительные и отрицательные стороны выполненного проекта. Защита проекта проводится в виде доклада перед всеми учащимися класса с демонстрацией готового изделия. Надо быть готовым ответить на все связанные с проектом вопросы, возникшие во время доклада.
ЗАКОНЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЬ Технологии, в которых продуктом переработки и результатом деятельности служит информация, называются информационными технологиями. Именно информационные технологии являются технологиями будущего, третьего тысячелетия, и знание этих технологий будет не просто неотъемлемым требованием, а жизненной необходимостью для каждого человека. Под информацией понимают различные сведения о мире, в котором мы живем. Эти сведения можно получить из беседы, чтения книг, журналов, просмотра телепередач и так далее. На рисунке показаны источники информации. Допустим, человек получил информацию, например посмотрел интересную телепередачу. И что же он делает дальше? Он может Рассказать об этом любому другому человеку. Так они обменивается информацией. Обмен информацией может происходить как в образной, так и в знаковой форме. В образной форме человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Через зрение человек воспринимает