«Побеждай зло добром…» По рассказу А.Платонова «Юшка» (7 класс) По рассказу А.Платонова «Юшка» (7 класс)
Цель урока: Знакомство с творчеством писателя Знакомство с творчеством писателя Комментированное чтение и анализ произведения Комментированное чтение и анализ произведения Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма
Эпиграф урока: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз) «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз)
"Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности",- п "Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности",- признавался А. Платонов.
Начало пути Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1 сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1 сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) нужно было поддерживать семью. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) нужно было поддерживать семью. Первая проба пера юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). Первая проба пера юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте. В годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.
Рабочий-интеллигент В годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. В годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927).
Героика ветхости Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че- О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) писателя перестают печатать не помогает даже обращение к Горькому год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че- О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) писателя перестают печатать не помогает даже обращение к Горькому. В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже.
Тридцатые годы В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) иронического описания коллективизации следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) иронического описания коллективизации следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. В середине 1930-х Платонов писатель, пишущий главным образом в стол. В середине 1930-х Платонов писатель, пишущий главным образом в стол. В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничижительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток. В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничижительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток. А. Платонов. А. Платонов. Художник Н. Ромадин Художник Н. Ромадин
Война и послевоенное творчество В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена). В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря. Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.
Платонов о себе «И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.» «И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.» «Я - человек, я живу на прекрасной живой земле». «Я - человек, я живу на прекрасной живой земле». «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».
Чтение и анализ рассказа «Юшка»
Словарная работа Сострадание Сострадание Сострадание Сочувствие Сочувствие Милосердие Милосердие Гуманизм Гуманизм Блаженный Блаженный Сокровенный Сокровенный Кроткий Кроткий Смирный Смирный Объясните Объясните значение слов. значение слов. Есть ли Есть ли среди них среди них синонимы? синонимы?
Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения? Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения? Каким человеком предстаёт Каким человеком предстаёт Где жил и работал Юшка? Где жил и работал Юшка?
Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Как дети относились к Юшке? Как дети относились к Юшке?относились Как Юшка реагировал на жестокость детей? Как Юшка реагировал на жестокость детей? Почему Юшка верит, что дети его любят? Почему Юшка верит, что дети его любят?верит,
Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане» Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане» Как взрослые относились к герою рассказа? Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан? Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан? Почему он их жалеет? Почему он их жалеет?жалеет
Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало Юшке жить? Что помогало Юшке жить?помогало помогало
Прочитайте отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «…шёл весело дальше, как здоровый человек» Как вы можете прокомментировать эти слова? Как вы можете прокомментировать эти слова? прокомментировать
Анализ эпизода «Весёлый прохожий» Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни?вывод Почему людям без Юшки стало грустно жить? Почему людям без Юшки стало грустно жить? Кто из героев рассказа умел по- настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь? Кто из героев рассказа умел по- настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь?любить людей любить людей Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие? блаженный, сострадание, милосердие блаженный, сострадание, милосердие
Назовите имя главного героя (не прозвище) Назовите имя главного героя (не прозвище) Тест
Сколько лет главному герою? Сколько лет главному герою?
Где работал Юшка? Где работал Юшка?
«…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы» «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» Узнай героя:
Продолжи фразу: «…Сердце в людях бывает _____________.» «…Сердце в людях бывает _____________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.» «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________...» «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________...»
Работа с эпиграфом урока эпиграфом Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия? произведения
Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»
Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»? Над чем писатель заставил задуматься? Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?
Домашнее задание: Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?» Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»