Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил
В основе технологии Работы Работы Ф.Хайека, К. Поппера, Д. Дьюи, Дж. Сороса. Дж. Сороса. Философско – психологические концепции Философско – психологические концепции Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, К. Роджерса
школа должна формировать у человека - умение работать с большими информационными потоками, оценивать альтернативные источники информации, находить новые ресурсы информации - умение работать с большими информационными потоками, оценивать альтернативные источники информации, находить новые ресурсы информации - умение задавать вопросы и самостоятельно формулировать гипотезы - умение задавать вопросы и самостоятельно формулировать гипотезы - умение решать проблемы - умение решать проблемы - умение использовать письменную речь для различных коммуникационных задач - умение использовать письменную речь для различных коммуникационных задач - умение аргументировать свою точку зрения. - умение аргументировать свою точку зрения.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Принципы, лежащие в основе деятельности: самоактуализации и индивидуальности субъектности в выбора творчества и успеха доверия и поддержки
Фазы (стадии) урока: вызов реализация смысла рефлексия
Условия успешной реализации фаз технологии: изменение роли учителя изменение роли учителя необходимость конструирования новой техники обучения необходимость конструирования новой техники обучения разработка новых критериев для оценивания учащихся разработка новых критериев для оценивания учащихся
Функциональная характеристика трехфазового урока Функции Фазы урока вызов реализация смысла рефлексия Мотивационная Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Информационная Вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме Получение новой информации по теме Приобретение нового знания Коммуникационна я Бесконфликтный обмен мнениями Обмен мнениями о новой информации Систематизационная Классификация полученной информации по категориям знания Оценочная Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Задачи фазы урока вызов - постановка учащимися целей, создающих необходимый внутренний мотив и активизация учащихся. вызов - постановка учащимися целей, создающих необходимый внутренний мотив и активизация учащихся.
Пирамида форма назначение Как строили Кто строил устройство Место нахождения
Задачи фазы урока реализация смысла - отслеживание учащимися своего понимания при работе с изучаемым материалом. реализация смысла - отслеживание учащимися своего понимания при работе с изучаемым материалом.
Задачи фазы урока рефлексия - самостоятельно обобщить изученный материал; проанализировать собственный мыслительный путь и собственные действия в процессе урока; самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала рефлексия - самостоятельно обобщить изученный материал; проанализировать собственный мыслительный путь и собственные действия в процессе урока; самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Результативность технологии (из анкет учащихся): -умение кратко представить самое главное в теме; -умение кратко представить самое главное в теме; -полезные в практике приемы работы; -полезные в практике приемы работы; -много интересной и важной информации; -много интересной и важной информации; -возможность размышлять, сравнивать, спорить; -возможность размышлять, сравнивать, спорить; -возможность находить подтверждение своим предположениям -возможность находить подтверждение своим предположениям
Результативность Повышение мотивации Гуманность отношений, эмпатия Конструирование образовательного маршрута Умение решать проблемы Приемы работы с информацией
Приемы и методы «Кластер» «Кластер» Таблица Таблица Таск – анализ Таск – анализ Составление плана Составление плана Конспект Конспект «Инсерт» «Инсерт» Эссе Эссе Мозговая атака Мозговая атака Синквейн Синквейн Перепутанные логические цепочки Перепутанные логические цепочки «Зигзаг» «Зигзаг» «Корзина идей, имен, понятий…» и др. «Корзина идей, имен, понятий…» и др.