ЭПИГРАФ УРОКА: «Все живые организмы, населяющие нашу планету, существуют не сами по себе, они зависят от окружающей среды и испытывают на себе её воздействие».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил педагог дополнительного образования Детского эколого- биологического центра г. Нижнекамска Фомина Т.Г.
Advertisements

Учитель биологии МБОУ СОШ 19 Куликова И.В. Волгоградская область, г. Волжский.
Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы Урок биологии в 9 кл Учитель биологии МБОУСОШ 2 ЗАТО г.Большой Камень Приморский край Коврова.
Организм и окружающая средa А.С. Соколов. I. Понятие среды обитания Аутэкология – это раздел экологии, рассматривающий взаимоотношения отдельного организма.
Бобы, посаженные в разные горшки, через три недели. Левый боб содержался в темноте и вытянулся, в то время как правый боб развивался при свете. Какое значение.
Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы.
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Работу выполнили: Знаткова Мария Попова Дарья Ученицы 10 «А» класса.
Среда обитания организмов и ее факторы. Среда обитания Среда обитания- часть природы (совокупность конкретных абиотических и биотических условий),непосредственно.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм.
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и.
Выполнила: Головатова В.В.. Отдельные компоненты среды обитания, воздействующие на живые организмы, на которые они реагируют приспособительными реакциями.
Урок 61. Основные экологические факторы и экологические группы растений МАОУ СОШ «Финист» 30 г.Ростов-на-Дону.
«Нити жизни»: организм в окружающей среде. §17.. Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?
Взаимоотношения организма и среды БИОГЕОЦЕНОЗЫ 9 класс.
Свет в жизни живых организмов.. Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является практически.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ УЧЕНИЦЫ 6 КЛАССА НОВИКОВОЙ ТАТЬЯНЫ.
Взаимодействие организма и среды Презентация по экологии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия искусств» Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека Выполнил: Кирюшатов.А. ученик 9.
Влияние внешних факторов на жизнедеятельность Алое древовидное Исполнитель: Пермякова Елизавета ученица 7 класса А МОУ «ДСОШ 5»
Транксрипт:

ЭПИГРАФ УРОКА: «Все живые организмы, населяющие нашу планету, существуют не сами по себе, они зависят от окружающей среды и испытывают на себе её воздействие».

Выполнил а: Крюкова Надежда Николаевна, учитель биологии

Абиотические факторы Абиотические факторы –это факторы неживой природы

Классификация абиотических факторов по природе 1.Климатические: свет, температура, ветер, снег, вода и др. 2.Эдафические, т.е. почвенные и грунтовые: механический состав, влагоёмкость, воздухопроницаемость и др. 3. Орографические: рельеф, экспозиция. 4. Химические: газовый состав, солевой состав воды, воздуха и др. 5. Физические: шум, теплопроводность, давление, радиоактивность и др.

Классификация абиотических факторов по происхождению 1)Естественными являются факторы, действующие в естественных условиях и не подвергающиеся антропогенным количественным изменениям. 2)Естественно-антропогенные факторы – это антропогенные количественные изменения естественных факторов, выведение их значений за границы естественных диапазонов. 3)Искусственными являются факторы, исходно отсутствующие в естественных условиях и привнесенные в них человеком.

Пример 1) Река, не подвергающаяся никакому воздействию человека, имеет на разных участках разную скорость течения, определяемую глубиной, структурой русла, атмосферными осадками и прочими природными условиями. При этом скорость течения реки является фактором- Пример 2) Русло этой реки перегородили дамбой. Скорость течения из-за этого существенно уменьшилась. Произошедшее изменение скорости течения является фактором- Пример 3) Водосборную территорию этой реки стали использовать для земледелия. Вследствие применения пестицида в реку впервые попало некоторое количество этого искусственно синтезированного вещества, отсутствующего в природе. Содержание этого пестицида в речной воде – фактор-

Теплота – основа кинетики химических реакций, из которых складывается жизнедеятельность организма. Температура оказывает регулирующее влияние на многие процессы жизни растений и животных, изменяя интенсивность обмена веществ. Активность клеточных ферментов лежит в пределах от 10 до 40 °С, при низких температурах реакции идут замедленно, но при достижении оптимальной температуры активность ферментов восстанавливается. Пределы выносливости организмов в отношении температурного фактора для большинства видов не превышают 4045 °С. Жизнедеятельность организма осуществляется в пределах от -4 до 45 °С. Однако небольшая группа низших организмов способна обитать в горячих источниках при температуре 85 °С (серные бактерии, сине-зеленые водоросли, некоторые круглые черви), многие низшие организмы легко выдерживают очень низкие температуры (их устойчивость к замерзанию объясняется высокой концентрацией солей и органических веществ в цитоплазме ).

Температура Различают животные организмы: 1. с постоянной температурой тела - теплокровные ( Гомойотермные ) 2. с непостоянной температурой тела – хладнокровные ( Пойкилотермные )

Хладнокровные животные

Теплокровные животные

Температура в жизни организмов криофилы (холодолюбивые) термофилы (теплолюбивые)

Заполните пробелы в тексте: С понижением t окружающей среды у пойкилотермных животных обмен веществ ………. Большинство из них с наступлением холодов впадают в …………., или в АНАБИОЗ - временную обратимую приостановку всех жизненных …… А у гомойотермных животных понижение t окружающей среды вызывает ………………..обмена веществ. Это необходимо для выработки ……………. и поддержания ………………t тела.

Замедляется, спячку, процессов, усиление интенсивности, тепла, постоянной

Задание Можно ли по размерам выступающих частей тела у родственных животных (например, ушных раковин индийского и африканского слонов) определить изменение температурного фактора?

У теплокровных животных в холодных климатических зонах наблюдается тенденция к уменьшению выступающих частей тела Песец Лисица Фенёк Суть правила. Теплопродукция (выделение тепла клетками организма) пропорциональна объему тела. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. Тонкие выступающие части тела, имеющие небольшой объем и большую площадь поверхности, увеличивают теплоотдачу, т.е. ведут к потере тепла организмом. Образовательный портал "Мой университет"- Факультет "Реформа образования"-

Задание Влияет ли температурный фактор на массу тела у родственных видов (например, у белого и бурого медведей)?

Правило Бергмана При продвижении на север средние размеры тела в популяциях теплокровных животных увеличиваются. Образовательный портал "Мой университет"- Факультет "Реформа образования"- reforma.ru

Задание Влияет ли температурный фактор на окраску шерсти?

Правило Глогера Животные в тёплых условиях и влажных регионах пигментированы сильнее, чем в холодных и сухих.

ВОДА Вода важнейший компонент клетки, на ее долю приходится 6080% ее массы. Биологическое значение воды обусловлено ее физико-химическими свойствами. Молекула воды полярная, поэтому она способна выступать в качестве растворителя. Многие, вещества вступают в разнообразные химические реакции только в присутствии воды. Диэлектрические свойства, наличие связей между молекулами обусловливают большую теплоемкость воды, что создает в живых системах тепловой буфер, предохраняя неустойчивые структуры клетки от повреждения при местном кратковременном освобождении тепловой энергии. Поглощая тепло при переходе из жидкого в газообразное состояние, вода производит охлаждающий; эффект испарения, используемый организмами для регуляции температуры тела.

Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму психрофиты эуксерофиты растения мезофиты гигрофиты ксерофиты криофиты тропофиты эфемеры склерофиты суккуленты

Задание. Расположите растения по своим экологическим группам: папоротник, кислица, осина, ива, кактус, алоэ, ковыль, незабудка, тюльпан, типчак, кукуруза, одуванчик, баобаб, мох, багульник болотный, лишайники, брусника. гигрофиты мезофиты склерофиты суккуленты тропофиты эфемеры криофиты психрофиты эуксерофиты папоротник осина кактус незабудка типчак кислица ива алоэ ковыль тюльпан кукуруза одуванчик баобаб мох багульник болотный лишайники брусника Молодцы!

Среди животных можно выделить следующие экологические группы гигрофилы мезофиллы термофилы сухолюбы мезофиллы

Исследовательская работа Изучение влияния качества воды на прорастание семян Цели работы 1. Изучение свойств рассматриваемых объектов: 1.1 воды (святой, кипяченой (остуженной), водопроводной, питьевой) 1.2 огурцов сорта «Конкурент» 2. Проведение эксперимента по проращиванию огурцов 3. Получение результатов эксперимента

Таблица 1 Зависимость прорастания семян от природы воды день проверки «сырая» вода,1 святая вода, 2 кипяченая вода, 3 питьевая вода,

Таблица 2 Процент всхожести семян в разных средах %вс = (количество проросших семян)/(общее количество семян в чашке)*100% «сырая» вода святая вода кипяченая вода питьевая вода % всхожести семян

СВЕТ Что представляет собой свет как физическое явление?. Преломление и расщепление видимого света

Какие процессы жизнедеятельности растений, связаны со светом?

Рассмотрите график зависимости скорости фотосинтеза от длины волны. Какие спектры видимого света используются для фотосинтеза? Как клетки растений приспосабливаются против повышения освещенности?

Светолюбивые виды (гелиофиты) Теневые (сциофиты ) Теневыносливые (факультативные гелиофиты) сосна пшеница папоротник кислица Могут жить как на свету, так и в затененном месте: Лесные травы, кустарники, большинство луговых растений Образовательный портал "Мой университет"- Факультет "Реформа образования"- reforma.ru

Практическая работа « Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений » Цель работы: выяснить различия в анатомическом строении листьев светолюбивых и тенелюбивых растений. Ход работы: Рассмотрите схему микроскопического строения листа.

В чем заключаются различия в анатомическом строении листьев светолюбивых и тенелюбивых растений? Сравните размеры клеток эпидермиса, расположение клеток палисадной ткани относительно друг друга, количество и размеры хлоропластов губчатой ткани. Береза бородавчатая Крушина ломкая

Сравниваема я категория Светолюбивые растения Тенелюбивые растения 1. Наличие кутикулы 2. Клетки эпидермиса 3. Палисадная ткань 4. Характер хлоропластов губчатой ткани Заполнить таблицу:

Животные, ведущие дневной образ жизни

Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни

Действие фактора может быть: - Оптимальным ( при благоприятных условиях) - Ограничивающим ( при избытке или недостатке) Образовательный портал "Мой университет"- Факультет "Реформа образования"-

Экологическая пластичность или толерантность - Экологически непластичные виды называются стенобионтами - Экологически пластичные - эврибионтами - Примеры: Коала - стенофаг Свинья - эврифаг Эврибионтность способствует широкому расселению вида Ворона - эвритерм Неон - стенотерм Образовательный портал "Мой университет"- Факультет "Реформа образования"-

ВЫВОД: Каким не был живой организм (растительным или животным) он испытывает на себе действие различных экологических факторов, адаптируясь к каждому из них в большей или меньшей степени.

СПАСИБО ЗА УРОК