МЕТОДЫ И ТЕХНИКА УСКОРЕННОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
Теоретические основы создана количественная теория информации (К. Шеннон). информационные методы развиты в лин гвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике и др. установлена избыточность естественных языков. Величина избыточности примерно одинакова. тексты можно сократить в 4–5 раз без потери информации.
Проблемы работы с научной и учебной информацией В мире ежегодно издается свыше наименований журналов Скорость усвоения информации до 50 бит/с. Время бодрствования человека в течение его жизни 10 9 с (~ 46,6 лет), он может освоить объем информации, ~ 5 · бит (пассивный фонд памяти). если бы ученый все 24 часа в сутки знакомился с накопленной информацией в его узкой области, то за всю жизнь он ознакомится только с 20 % информации в этой области. Активный фонд (то, что человек может выполнить сейчас) равен 10 5 битов, а оперативная память (количество информации, которую человек имеет в определенный момент времени перед своим мысленным взором) равна 100 битам.
Проблемы работы… противоречие между скоростью передачи (воспроизведения) информации и скоростью ее восприятия и фиксации. темп речи лектора: зн./мин. скорость чтения: ~ 600 зн./мин. скорость письма зн./мин Методы конспектирования увеличивают скорость записи в 7-10 раз Приемы быстрого чтения повышают скорость в 4-5 раз
Рациональное конспектирование Все конспекты одного человека относятся к 1–2 разделам наук (предметным областям) поэтому в них можно ввести элементы и приемы записи, специфичные для этих предметных областей знаний. Конспект пишется от руки, поэтому в нем можно использовать приемы записи, которые невозможно выполнить с помощью любого технического средства. Использование диктофона приводит к двойной работе: перевод устного текста на язык конспекта. Готовиться к экзамену с диктофоном нельзя (зрительная память).
Рациональное конспектирование Конспект необходимо легко и быстро читать - нужны формы записи, ориентированные на быстрое чтение. Конспект должен облегчать запоминание материала, т. е. приемы записи должны обладать свойствами мнемоничности. Конспект – это записка себе, а не произвольному читателю, поэтому в нем можно использовать формы и приемы записи, понятные только автору конспекта. По конспекту не требуется однозначно восстанавливать исходный текст лекции или книги, конспект– это запись смысла, а не текста. (от греч. mneme – память, mnemonicon – искусство запоминания).
Организация конспекта размещение записи, использование цвета. Формат A4 10%60-70%20-30%
Размещение записи ! – внимание; !! – важно; !!! – особенно важно; ? – неясно, обратиться за консультацией; к учебной литературе; NB – (от лат. nota bene – заметь хорошо), взять на заметку для дальнейшей проработки; N – противоречие; – см. выше, повтор; Σ или – итог, заключительная мысль; Д.С. – материал для справки (а не для запоминания); >, – сделать вставку в текст, дополнить его; Р. S.– написание после, если лектор,возвращаясь к ранее изложенному, рекомендует дополнить текст с указанием соответствующего места в конспекте. Поле 1 – знаки акцентирования
Размещение записи Размещаются: дополнения и примечания, которые носят характер рекомендуемой отсылки к дополнительной литературе или ссылки на соответствующий источник; Поле 3 Интервалы между строками в 1,5–2 раза больше размера букв Свободные места в тексте конспекта для дополнительных записей, а также для последующего заполнения этих мест материалом, который слушатель не успел записать Центральное поле – основной текст
Использование цвета Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта. и т. п.). Основные приемы использования цвета при ведении конспекта: 1. Красная строка. Начинать новую тему, параграф с красной строки в буквальном смысле этих слов). Используйте цветные фломастеры или многоцветную авторучку. Прием особенно эффективен, если конспект используется в справочных целях.
Использование цвета 2. Работа цветом по важности - красная нить. Красным цветом в конспекте выделяют те места текста, на которые обращает внимание лектор: определение ключевых понятий и т. д. Развитие идеи - вводят в конспект также и зеленый, синий и др. (зеленые, синие и др. нити). Например, формулировки теорем - красным цветом, определения – зеленым. Удобно при подготовке к экзамену
Использование цвета 3. Работа цветом по соответствию. Идея этого приема такова – одинаковым цветом записываются связанные между собой части материала (текстового или иллюстративного). основное назначение использования работы цветом – улучшить восприятие и запоминание конспекта.
Методы и приемы конспектирования Цель применения методов и приемов – повысить скорость записи, приблизить ее к темпу устной речи(около 700 зн./мин). Общие рекомендации- 1. Уменьшение размеров рукописных букв в разумных пределах; 2. Интервал между строками должен быть не менее 5 мм. размер букв не должен превышать 2–2,5 мм.
Методы и приемы конспектирования Писать следует вязью, т. е. не отрывая ручки от бумаги, в 2 раза повышает скорость записи Для такого способа записи следует упрощать начертания рукописных букв: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я
Приемы конспектирования слов и словосочетаний Общие рекомендацииции: м. б. – может быть; д. – должен; т. е. – то есть; т. к. – так как; и т. д. – и так далее; и т. п. – и тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочие; р–м – рассмотрим; п–м – получим; с–т – существует.
Приемы конспектирования слов и словосочетаний Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (например, работа – р–та; философия – ф–ия; менеджмент – м–нт; маркетин г – м–н г; коммерция – к–ция и т. п.). Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами (например, конференция – кв, комиссия – кия, количество – клево и т. п.).
Приемы конспектирования слов и словосочетаний Кванторизация (ввел в обиход Г. Кантор). Символы обозначают: - каждый, всякий (перевернутая а – от немецкого слова аlle – все); – существует (перевернутая Е – от existieren – существовать). - получим; - построим.