ТЕМА 6 Философия в эпоху ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII век
План 1. Общая характеристика просветительской философии 2. Деистическое направление 3. Атеистическое направление 4. Утопическое направление
Вопрос 1. Общая характеристика просветительской философии Вопрос 1. Общая характеристика просветительской философии выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии; выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии; культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества; культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества; представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования идеологически подготовили Великую французскую революцию гг. идеологически подготовили Великую французскую революцию гг.
Вопрос 2. Деистическое направление Представители: Представители: Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) Шарль Луи Монтескье Шарль Луи Монтескье Жан-Жак Руссо Жан-Жак Руссо Этьен Бонно де Кондильяк Этьен Бонно де Кондильяк
Основные идеи: отвергали идею Бога как личности; отвергали идею Бога как личности; не соглашались с отождествлением Бога и Природы(пантеизмом); не соглашались с отождествлением Бога и Природы(пантеизмом); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
Философия Вольтера. Просвещенный абсолютизм Просвещенный абсолютизм Философские воззрения: страстно выступал против религии (Раздавите гадину!); страстно выступал против религии (Раздавите гадину!); считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие; считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие;
видел необходимость в признании существования Бога с морально- эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; видел необходимость в признании существования Бога с морально- эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею просвещенного абсолютизма). идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею просвещенного абсолютизма).
Философия Шарля Луи Монтескье Философия Шарля Луи Монтескье Философские воззрения: выступал с позиции деизма; выступал с позиции деизма; отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, подавление человеческой инициативы; отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, подавление человеческой инициативы; выдвинул идею разделения властей, то есть разделения государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; выдвинул идею разделения властей, то есть разделения государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную;
сформулировал концепцию ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА - обосновал влияния климата и географии на устройства общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот). сформулировал концепцию ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА - обосновал влияния климата и географии на устройства общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот).
Жан Жак Руссо Основные положения : был сторонником эмпирического (опытного) познания; был сторонником эмпирического (опытного) познания; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишение прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению); обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишение прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределен между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределен между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них буду воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки. в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них буду воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
Этьен Кондильяк Основные идеи : мир познаваем; мир познаваем; человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяет сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств – оптимистический гностицизм); человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяет сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств – оптимистический гностицизм); окружающий мир является источником всех знаний; окружающий мир является источником всех знаний; в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека); в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека); самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует. самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.
Вопрос 3. Атеистическое направление Представители: Жан Мелье; Жан Мелье; Жюльен Ламетри; Жюльен Ламетри; Дени Дидро; Дени Дидро; Клод Гельвеций; Клод Гельвеций; Поль Гольбах. Поль Гольбах.
сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах; сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах; объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций; объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций; в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Философия Жюльена Ламетри. Основные положения: Основные положения: Ярко выраженный метафизический материализм; Ярко выраженный метафизический материализм; душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отделял органам чувств; выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отделял органам чувств; считал частную собственность гарантией свободы человека. считал частную собственность гарантией свободы человека.
Философские взгляды Дени Дидро: признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи; отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
Вопрос 4. Утопическое направление Представители: Представители: Мабли; Мабли; Морелли; Морелли; Бабеф; Бабеф; Оуэн; Оуэн; Сен-Симон. Сен-Симон.
Утопическое направление особое распространение получило во время Великой французской революции гг. и после ее завершения. Утопическое направление особое распространение получило во время Великой французской революции гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Философия Клода Сен-Симона Основные положения: Основные положения: выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм; в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм; целью философии видел создание лучшего, разумного общества; целью философии видел создание лучшего, разумного общества; лучшее общество, по Сен-Симону,- то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; лучшее общество, по Сен-Симону,- то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;
в качестве лучшего видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу (критерий - способности человека), будет запрещено право наследования, введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану; в качестве лучшего видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу (критерий - способности человека), будет запрещено право наследования, введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану; руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма; руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма; считал что будущее человечества обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества; считал что будущее человечества обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества; считал, что новое общество возникнет не революционным путем, эволюционным путем. считал, что новое общество возникнет не революционным путем, эволюционным путем.