Познавательная активность учащихся как точка приложения игровых технологий в учебном процессе Познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении
Условия для формирования познавательной активности создание материальных условий для успешного обучения. формирование эмоционально-положительного отношения к учению. воспитание сознательного отношения к учению.
Игра как средство формирования и стимулирования познавательной активности Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Преимущества игровых технологий Игра является мощным стимулом обучения. Через игру формируется познавательный интерес к предмету. Игра является мощным стимулом обучения. Через игру формируется познавательный интерес к предмету. В процессе игры активизируются основные когнитивные процессы: интерес, внимание, запоминание, мышление. Игра помогает ученику расширить представление о событиях, явлениях, развивает воображение. В процессе игры активизируются основные когнитивные процессы: интерес, внимание, запоминание, мышление. Игра помогает ученику расширить представление о событиях, явлениях, развивает воображение. Эмоциональность игры помогает «оживить» передаваемую информацию, «окрасить» её, сделав более экспрессивной. В игре даже пассивные учащиеся могут выполнить определенный объём работы. Эмоциональность игры помогает «оживить» передаваемую информацию, «окрасить» её, сделав более экспрессивной. В игре даже пассивные учащиеся могут выполнить определенный объём работы. В условиях игры формируется творческая среда. Самостоятельный поиск знаний, проявление интереса к участникам игры, их действиям, знаниям, умениям, приводить к обретению интереса к себе, своим способностям и возможностям. В условиях игры формируется творческая среда. Самостоятельный поиск знаний, проявление интереса к участникам игры, их действиям, знаниям, умениям, приводить к обретению интереса к себе, своим способностям и возможностям.
Классификация педагогических игр
Педагогическиеигры Педагогические игры Физические ИнтеллектуальныеПсихологические СоциальныеТрудовые Обучающие; Тренинговые; Контролирующие; Обобщающие Познавательные Воспитательные Развивающие Репродуктивные ПродуктивныеТворческие Коммуникативные;Диагностические;Профориентационные;Психотехнические Предметные По области деятельности По характеру педагогического процесса По игровой методике Ролевые СюжетныеДеловые ИмитационныеДраматизации
По предметной области математические, химические, биологические, физические, экологические музыкальные, театральные, литературные трудовые, технические, производственные физкультурные, спортивные, военно- прикладные, туристические, народные обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие По игровой среде Без предметов, С предметами Компьютерные, телевизионные, ТСО Настольные, комнатные, уличные, на местности Технические, со средствами передвижения Педагогические игры
Классификация исторических игр (по И. В. Кучерук) Проблемно- дискуссионные Театрализованные игры Театрализованные представления Деловыеигры Игры-обсуждения Игры-исследования Ролевые игры Ретроспективные игры Деловые игры с элементами ретроспективности Маршрутныеигры Тренинговыеигры Конкурсныеигры
Урок-обобщение в форме маршрутной игры «В гостях у древнего человека» Цель: Повторить и обобщить знания учащихся о жизни первобытных людей в период каменного века, их внешнем облике, основных хозяйственных занятиях, изменениях, происходящих в образе жизни древнего человека, причинах, последствиях и значении этих изменений. Продолжить формирование работы учащихся в группе, используя игровую технологию в форме игры- путешествия. Сформировать положительное отношение учащихся к коллективному труду, осознание значения труда в процессе эволюции человечества.
Урок-обобщение в форме маршрутной игры «В гостях у древнего человека» Средства: Игровое поле игры «по тропе истории», «Древо познания». «Плод», плакаты-схемы, «Охотники и собиратели», «Земледельцы и скотоводы», два «сундука с сюрпризом», DVD- проигрыватель, телевизор и диски «Прогулки с динозаврами», «Прогулки с пещерным человеком».
Урок-обобщение в форме маршрутной игры «В гостях у древнего человека» Технология: Урок построен на основе игровой технологии в форме игры-путешествия с использованием наглядных пособий и технических средств дополнительной визуализации. Урок состоит из следующих этапов: Организация рабочего пространства. Вводное слово учителя. Организация группы. Работа в группах. Подведение итогов и анализ результатов
Игровая ситуация «Кубик с сюрпризом» Цель: Опрос домашнего задания, повышение мотивации учащихся на выполнение домашнего задания. Средства и условия: Кубик из картона: три стороны красного цвета, одна - черного, одна - жёлтого, одна сторона на белом фоне – «5». Перечень из вопросов по теме домашнего задания. Обязательным условием при формулировании вопросов является то, что ответы на вопросы должны быть односложными. В качестве вопроса может быть дата, историческая личность, место действия и т.д.
Игровая ситуация «Кубик с сюрпризом» Развёртка кубика для игровой ситуации «Кубик с сюрпризом» 5