ЛИТОСФЕРА. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Сформировать представления о разных гипотезах происхождения планеты Земля; 2. Ознакомить с внутренним строением Земли; 3. Познакомиться с двумя видами земной коры: материковой и океанической.
ПЛАН УРОКА: 1. Оболочки Земли. 2. Гипотезы происхождения нашей планеты. 3. Внутреннее строение Земли. 4. Строение земной коры. 5. Литосфера. 6. Земля – гигантская доменная печь. 7. Домашнее задание.
ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ Представьте себе, что на Землю летит корабль с инопланетянами. Что они увидят? - облака; - как шрамы, пересекают её горные хребты; - вершины, покрытые ледниками; - обширные равнины, зелёные леса, степи, жёлтые пустыни; - извиваясь, к океану направляются реки, блестят пятна озёр; - и, конечно, города и сёла, дороги, поля и др.
Всё, что увидели бы инопланетяне, приближаясь к Земле, образуют её внешние оболочки: литосферу каменная оболочка географическая оболочка атмосферу воздушная оболочка гидросферу водная оболочка биосферу живые организмы ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ Гипотеза 1. «Земля – младшая сестра Солнца». - ядра раскалённой газовой туманности постепенно остывали и превратились в планеты, а основная часть сосредоточилась в центре и до сих пор не остыла и стала Солнцем
Гипотеза 2. «Земля – пленница Солнца» - Солнце путешествуя по нашей Галактике, увлекло часть газопылевого облака, которое было холодным. Солнце стало нагревать облако и его частички начали слипаться, образуя планеты.
Гипотеза 3. «Земля – дочь Солнца» - когда-то рядом с Солнцем пронеслась другая звезда. Её притяжение вызвало на Солнце огромную волну, которая вытянулась в виде хвоста, затем оторвавшись начал закручиваться вокруг него и распадаться на капли.
Гипотеза 4. «Земля – племянница Солнца». -У Солнца была звезда – близнец, которая взорвалась. Большая часть осколков унеслось в космическое пространство, меньшая – осталась на орбите Солнца и образовала планеты.
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ Всем интересно знать, что находится внутри нашей планеты. Если бы нашлось огромное сверло и мы бу просверлили туннель, то автомобиль мчался бы в этом туннели 4 дня и 4 ночи без остановок, а реактивный самолёт летел бы 14 часов.
ЗЕМНАЯ КОРА от 5 до 80 км МАНТИЯ 2900 км 3500°с ЯДРО ТВЁРДОЕЖИДКОЕ R=3500 км от 4000 до 5000°С
Хребтами горбились породы, Взрывались, плавились, кипя, И миллионы лет природа Лепила самоё себя. С. Щипачёв
СТРОЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ Земная кора – это уникальное творение природы. Но твёрдая кора на- шей планеты возникла не сразу. Миллиарды лет назад составлять карты было бы бессмысленным занятием: они бы мгновенно устарел- вали, т.к. мантия была против «крыши» над головой. Но примерно 1 млрд. лет у Земли есть кора: материковая и океаническая.
ОКЕАНИЧЕСКАЯ МАТЕРИКОВАЯ осадочный базальтовый осадочный гранитный базальтовый ЗЕМНАЯ КОРА М а н т и я
ЗЕМНАЯ КОРА ОКЕАНИЧЕСКАЯМАТЕРИКОВАЯ СЛОИ: ОСАДОЧНЫЙ БАЗАЛЬТОВЫЙ МОЩНОСТЬ: от 5 до 15 км ОСАДОЧНЫЙ ГРАНИТНЫЙ БАЗАЛЬТОВЫЙ МОЩНОСТЬ: от 15 до 80 км
ЛИТОСФЕРА - ЭТО ОБОЛОЧКА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ЗЕМНОЙ КОРЫ И ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ МАНТИИ
ЗЕМЛЯ – ГИГАНТСКАЯ ДОМЕННАЯ ПЕЧЬ НА КАЖДЫЕ 100 м ТЕМПЕРАТУРА УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА 3°С Определите какова температура на глубине 1200 м, если температура у поверхности Земли +20°С : 100 = 12(р) × 3 = 36°С = +56°С
ИТОГ УРОКА Сегодня на уроке мы начали знакомство с литосферой, познакомились с гипотезами происхождения Земли, узнали, что находится внутри Земли, познакомились с двумя видами земной коры. На следующих уроках мы продолжим знакомство с каменной оболочкой Земли. Домашнее задание: стр. 32, § 16, придумать задачу и решить
ЛИТОСФЕРА