Русский язык 2 класс Кушниренко Н. Ю. – МОУ «Первомайская СОШ» 2009 год.
Формирование представлений о тексте. Развитие умений работы с текстом. Воспитание у учащихся интереса к знаниям.
Тебе, конечно, приходилось слышать слово текст. А что такое текст?
Оса – это насекомое. Бабочка села на цветок. Жук ползет по земле. - Что написано в этом столбике? - Сколько предложений? - О ком говорится в первом, втором, третьем предложении? - Сколько картинок можно нарисовать? - Можно ли подобрать общее название к этой записи?
Оса – это насекомое. У осы 6 лапок. У осы есть жало. Что написано в этом столбике? Что написано в этом столбике? Сколько здесь предложений? Сколько здесь предложений? О ком говорится в первом, втором, третьем, предложении? О ком говорится в первом, втором, третьем, предложении? Сколько картинок можно нарисовать? Сколько картинок можно нарисовать? Можно ли подобрать общее название? Можно ли подобрать общее название?
Чем похожи эти 2 столбика, а чем отличаются? Оса – это насекомое. Оса – это насекомое. Бабочка села на цветок. Бабочка села на цветок. Жук ползет по земле. Жук ползет по земле. Оса – это насекомое. Оса – это насекомое. У осы 6 лапок. У осы 6 лапок. У осы есть жало. У осы есть жало.
Текст – группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
Предложения в тексте аукаются, перекликаются друг с другом и со всеми вместе. То о чем рассказывает первое, подхватывается вторым и т. д. Все вместе предложения текста помогают понять о чем хотел сказать автор. Сказка, сообщение, рассказ, стихотворение – это тексты
Прочитай про Айболита. Можно ли сказать, что ты прочитал текст? Почему? Жил был доктор Айболит. Он был добрый. Больше всего на свете доктор всего на свете доктор любил зверей. любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы и козлы, лисицы и козлы, прилетали журавли и орлы. Всех лечил добрый орлы. Всех лечил добрый доктор Айболит. доктор Айболит.
Поменяй предложения местами. Поменяй предложения местами. Привезли они ловушку, медом обмазали, зерна медом обмазали, зерна насыпали. Повадился медведь в деревню ходить. А мишка все съел и был таков. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. тут как тут. Решили охотники поймать зверя. зверя. Повадился медведь в деревню ходить. деревню ходить. Чуть стемнеет –косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, медом обмазали, зерна насыпали. А мишка все съел и был таков. таков.
Предложения в тексте как бы держатся за руки, т. е. расположены, встроены в определенном порядке. Если этот порядок нарушить текст рассыплется и получится бессмыслица.
Найди границы предложений. Запиши текст в тетрадь. Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине дельфин поплыл к берегу.
Проверь себя. Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом. Вдруг мальчик оказался верхом на дельфине. Дельфин поплыл к берегу.
Каждое предложение в тексте имеет свои границы Предложения в тексте отделяются друг от друга:
Проверь себя. Как располагаются предложения в тексте? Как располагаются предложения в тексте? Как располагаются предложения в тексте? Как располагаются предложения в тексте? Как отделяются предложения в тексте друг от друга? Как отделяются предложения в тексте друг от друга? Как отделяются предложения в тексте друг от друга? Как отделяются предложения в тексте друг от друга? Что же такое текст? Что же такое текст? Что же такое текст? Что же такое текст?