« Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза, как средство коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ » Учитель - логопед I категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Advertisements

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
Преодоление речевых нарушений у учащихся начальных классов в системе сотрудничества семьи и школы.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
О СОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА Подготовила учитель-логопед 1 кв. категории Силаева Наталья Михайловна МБОУ «Усть.
Обучение Компенсация Коррекция нарушений речи Воспитание Адаптация Профилактика речевых нарушений.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Виды дисграфии у младших школьников Выполнила студентка 442 группы Пирогова Елена.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Учитель– логопед высшей квалификационной категории ШАФЕЕВА Каринэ Владимировна ГБОУ Школа 2114, ЮЗАО структурное подразделение 1071.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
НДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 137 ОАО «РЖД» Взаимодействие логопеда и воспитателя в реализации лексической темы Учитель-логопед высшей категории: Яковлева Елена Владимировна.
Транксрипт:

« Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза, как средство коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ » Учитель - логопед I категории Шитикова Елена Дмитриевна МС К ( К ) ОУ школа - интернат VIII вида пгт Опарино 2012 год

1. Введение 2. Актуальность темы 3. Логопедическое обследование 4. Методологический подход к решению проблемы 5. Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия, анализа и синтеза. 6. Результаты проведённой коррекционной работы за последние три учебных года. 7. Заключение 8. Список литературы План

Ребенок с ОВЗ Ребенок с ОВЗ Нарушения : Звукопроизношение Фонетико - фонематическая сторона речи Лексика Грамматический строй речи Письмо Чтение

Актуальность проблемы Возрастающее количество детей дисграфиков.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия дифференциации фонем и становление звуковой структуры слова

Логопедическое обследование

Нарушено фонематическое восприятие, анализ и синтез

Данные обследования Учебный год Обследуемое количество учащихся Имеют нарушения письменной речи Имеют нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза всего

Методологический подход к решению проблемы 1. Соответствующие и посильные для детей упражнения подбираются с учетом выявленных слабых сторон в развитии их фонематического восприятия. 2. Стараться, чтобы ребенок не слепо выполнял задания, а осознал их необходимость. По возможности, ему следует объяснять, как проходит тот или иной процесс. Это нужно для того, чтобы в будущем какие - то приемы ребенок мог использовать осознанно. 3. Руководствуясь специальной литературой, использовать разнообразный материал. 4. При выполнении детьми предложенных им заданий прививать им навыки мыслительных операций – анализа, обобщения и установления логических связей, сравнения и объединения предметов и явлений по сходным признакам. 5. Соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. 6. Непременно учитывать индивидуальные особенности ребенка. 7. Добиваться полного взаимопонимания с обучаемыми. 8. Для сохранения здоровья учащихся, использовать на занятиях здоровьесберегающие приёмы.

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Первый этап. Выделение ( узнавание ) звука на фоне слова. Второй этап. - Вычленение звука из начала и конца слова : - вычленение первого ударного гласного из слова ; - вычленение последнего ударного гласного из слова ; - вычленение первого согласного из слова ; - определение последнего согласного в слове ; - определение места звука в слове ( начало, середина, конец слова ). Третий этап. Определение последовательности звуков в слове. Четвертый этап. Определение количества звуков в слове. Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам. Шестой этап. Дифференциация звуков - в слогах - в словах

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвёртый этап

Пятый этап

Шестой этап

Администрация МС ( к ) ОУ шк.- инт. 4 МС ( к ) ОУ шк.- инт. 4 Психолог Медицинский блок блок Родители Логопедическая служба Педагогишколы

Рекомендации учителям начальных классов При обучении учеников с дефектами речи грамоте следует сохранять букварный период. В этот период рекомендуется уделять больше времени работе с " Прописями ». Подбор по кинетическому и акустическому сходству. На уроках письма необходимо использовать традиционные специальные коррекционно - развивающие задания. В букварный период не предъявлять слишком высоких требований к темпу письма. Для работы рекомендуется сохранять тетради в двойную косую линейку. Создавать для ребенка ситуацию успеха. Специфические ошибки не должны влиять на оценку.

Рекомендации родителям Наладить тесные деловые контакты с учителем. Постарайтесь найти специальную литературу, которую вам предложил логопед. Попросите учителя давать ребенку такие задания, с которыми он сможет справиться. Особым способом выполняйте работу над ошибками в тетрадях. Не прибегайте к методу " Пока не напишешь – не встанешь из - за стола ". Не заставляйте ребенка выполнять работы по русскому языку сначала в черновике, а затем переписывать в тетрадь. Работой по развитию фонематического восприятия занимайтесь ежедневно и понемногу ( занятие может длиться минут ). Один день должен быть выходным, свободным от занятий.

Результаты коррекционной работы Дети стали лучше выделять ( узнавать ) звук на фоне слова ; вычленять звук из начала и конца слова ; вычленять первый ударный гласный из слова ; вычленять последний ударный гласный из слова ; вычленять первый согласный из слова ; определять последний согласный в слове ; определять место звука в слове ( начало, середина, конец слова ); определять последовательность звуков в слове ; определять количество звуков в слове ; определять места звука по отношению к другим звукам ; дифференцировать звуки.

Результаты работы Учебный год Количество детей имеющих нарушение фонематического восприятия, анализа и синтеза на начало года Количество детей имеющих улучшения фонематического восприятия, анализа и синтеза на конец года

Количество детей, имеющих нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза

Улучшилось фонематическое восприятие

Спасибо за внимание !