Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель ? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так : творчески работающий учитель это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой.
Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь, урок как основную ее форму.
Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
3. Определить уровень формирования на уроке знаний ( логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность ) и умений ( соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма ).
4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
5. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса ? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока ?
6. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось ? При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
7. Каким был темп урока ? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении ? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке ? Как был организован учебный материал, что было дано в виде « готовых знаний », до чего « додумались » сами учащиеся ?
8. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока ?
9. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся ? Весь ли труд учеников был проверен ? Насколько быстро и эффективно это было сделано ?
10. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него : как задавалось домашнее задание ? Был ли инструктаж детальным и четким ? Было ли проверено, как учащиеся его записали ? Продумана ли его проверка ? Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
11. Немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него ? В чем причина этих изменений ? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем ? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы ?