Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ ООШ 27 Латышева Зинаида Семёновна
Элементы опережающего обучения. Обращение к элементам опережающего обучения при изучении русского языка в 5-6 классах по программе В. В. Бабайцевой продиктовано необходимостью строить обучение на мотивационной основе -постоянном поиске на вопрос как вызвать и сохранить у учащихся желание писать, говорить на родном языке, как стимулировать интерес учителя и ученика к сочинительской деятельности, необходимость сделать уроки русского языка творчеством.
Специальные задачи опережающего обучения: Обучение учащихся культуре умственного труда; Обучение навыкам работы со справочной литературы; Совершенствование умения и навыков грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи; Реализация в преподавании «Морфологии» трёх признаков: лексического знания, системы форм и функционирования в словосочетании и предложении Усиление внимания к синтаксическому аспекту частей речи в интересах полноценного освоения морфологии
Изучение теоретического материала Т.В.Аржанцева «Методика опережающего обучения синтаксису русского языка в 5 классах общеобразовательных школ с русским языком обучения». Лысенков С.Н. «Жизнь моя – школа, или право на творчество». М. «Новая школа».1995 г. Лысенков С.Н. « Я читаю, я пишу». М. Школа – Пресс, 1997 г. Лысенков С.Н. «Методика опережающего обучения».М. Просвещение.1998 г. Бергер Э.И.» Стимул познавательной перспективы как средство развития любознательности учащихся в процессе обучения». Донская Т.К. « Принцип развивающего обучения русскому языку». Л:ЛГПИ, 1985 г.
Опережающее обучение на уроках русского языка в 5-6 классах 1.Глагол.Понятие о простом глагольном сказуемом, о составном глагольном сказуемом. 2. Настоящее и будущее время. Определённо - личные и неопределённо-личные предложения. 3. Речевой этикет. Модальные слова: простите, извините. Р/Р 4. Безличные глаголы. Односоставные безличные предложения. 5.Глагол. Повторение. Знакомство с деепричастиями. Признаки глагола у деепричастий. Образование деепричастий. Синтаксическая роль. 6. Понятие о прилагательных. Роль прилагательных в предложении. Однородные и неоднородные определения. 7. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль прилагательных. Составные именные сказуемые.
8. нин в суффиксах отглагольных прилагательных, образованных от глаголов часа. Прилагательные. Признаки прилагательного у причастия. Образование причастий. Понятие о причастном обороте. Пунктуация в предложении с причастным оборотом. 10. Наречие. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. 11. Союзные слова в сложноподчинённом предложении. Виды обстоятельственных предложений по значению. 12. Личные местоимения. Предложения с косвенной речью. 13. Относительные местоимения. Синтаксическая роль относительных местоимений. Союзные слова в сложном предложении часа. Определительные местоимения, их отличие от вводных слов. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными часа. Указательные местоимения в сложноподчинённом предложении.
В чём состоит назначение пунктуации По определению К.Г. Паустовского, « они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». «Держать текст» - это и есть назначение пунктуации. «Держать текст» - значит, расчленять его так,чтобы сообщить смысловую и грамматическую чёткость. Знаки препинания помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.
Простые и сложные предложения 1. Бессоюзное сложное предложение.[ ],[ ]. 2.Сложносочинённые предложения. [ ], и [ ]. 3.Сложноподчинённые предложения. [ ],( что ).
Характеристика предложений Сложные предложения: 1. Союзные или бессоюзные предложения. 2. Союзные предложения : Сложносочинённые - [ ], [ ]. Сложноподчинённые - [ ], ( что ) 3. Бессоюзное сложное предложение-[ ],[ ]. Простое предложение По цели высказывания (Повествовательные, вопросительные, побудительные ). По наличию главных членов предложения(простое или сложное предложение) По наличию второстепенных членов предложения ( распространённое или нераспространённое предложение) По интонации (восклицательные и невосклицательные)., Чем осложнено(обращениями вводными словами и др.).
Обобщающие слова при однородных членах предложения 1.O:O,O,O. Всё кругом золотисто зеленело и волновалось: деревья, кусты, травы. 2.иO,ИO,иO –O. И кочки, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. 3.O, а именно ( например, как – то):O,O. В пруду развели разную рыбу, как –то: карпов, толстолобиков. 4.O:и O, и O - … Всё: и товарищи, и дамы – стали уверять Беликова, что он должен жениться. 5. O,O,O – словом, O. В коротком дне, запахе сена, рано зажигавшихся сигнальных фонарях – словом, зима чувствовалась во всём.
Результаты работы «Русский медвежонок»- 1.2,3 место в школе, в городских играх «Умники и умницы»- 3 место, в городском конкурсе «Знать, чтобы уметь» - 1 место. Два ученика 9 классов заняли 2 место в регионе во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок». Учащиеся активно принимают участие в неделе русского языка. Результаты ГИА в 9 классе :4,15 б, 4,4 б, 3,6 б.