Единый государственный экзамен по математике: анализ результатов
Единый государственный экзамен как форма аттестации вызывает серьезные дискуссии по поводу значимости для системы образования Общепризнанными следует считать следующие результаты введения ЕГЭ
достаточная открытость контрольных-измерительных материалов и, как следствие, наличие у каждого выпускника реальной возможности качественной подготовки к итоговой аттестации и вступительному экзамену в вузы; создание равных условий для различных категорий выпускников образовательных учреждений для продолжения образования; высокая степень прозрачности зачисления в высшие учебные заведения по итогам единого экзамена и, как следствие, широкий выбор образовательного учреждения для продолжения обучения в случае успешной сдачи ЕГЭ. обеспечение объективной оценки образовательных достижений учащихся, не зависящей от их личностных взаимоотношений с педагогами; Результаты ЕГЭ
Количественные характеристики участников ЕГЭ На этапе государственной (итоговой) аттестации выпускников в экзамене по математике принимали участие 6874 человека Год Кол-во участников 2005 год год год 2008 год
Распределение участников ЕГЭ по типам образовательных учреждений(2007) Всего:Средняя школа Гимназия ЛицейШколы с углубленным изучением математики Вечерние (сменные) школы Учреждения начального профессионального образования 6874 чел %80%8%9%2%0,2%0,8%
Распределение участников ЕГЭ по уровням подготовки Годы Уровни подготовки Неудовлетвори тельный «2» Удовлетвор ительный «3» Хороший «4» Отличный «5» 20048,8%25,2%47,6%18,4% ,1%36,9%43,4%9,6% ,2%36,2%43,3%8,3% ,6% 30,2% 42,0% 42,4% 37,4% 20,7% 10,0% 6,7%
Распределение участников ЕГЭ по уровням подготовки в 2007 Средн ий балл Уровни подготовки Неудовлетв орительны й «2» Удовлетвори тельный «3» Хороший «4» Отличны й «5» Оренбургс кая область 53,010,6%42,0%37,4%10,0% Россия 48,7 21,1%35,7%33,5%9,7%
Средний балл участников ЕГЭ по Оренбургской области Название предмета Средняя школьная оценка по Оренбуржью Средний балл по Оренбуржью ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ Математика 3, ,6 ЕГЭ ,6
Средний балл выпускников за все годы участия в эксперименте Название предмета ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ ,0 Математика 54,157,4 57,3 5552,6 ЕГЭ ,6
Средний балл выпускников по типам образовательных учреждений в 2007 Средняя школа Гимназия ЛицейШколы с углубленным изучением математики Вечерние (сменные) школы Учреждения начального профессионального образования Средни й балл 51,560,759,855,832,732,2
Часть 1 Количество заданий: 13 А1-А10 и В1-В3 Уровень сложности: Базовый Проверяемое содержание: Алгебра и начала анализа 7-11 Планируемые показатели трудности: от 40% до 85% Средний процент выполнения заданий части 1 по Оренбургской области – 79%
Часть 1 На недостаточном уровне выпускники овладели следующими элементами содержания: -Нахождение множества значений функции; -Тождественные преобразования тригонометрических выражений и нахождение их значений; -Умение решать иррациональные уравнения Достаточно хорошо усвоены на базовом уровне следующие элементы содержания: - Тождественные преобразования степенных и логарифмических выражений; - Нахождение производной функции; - Решение простейших неравенств на основе свойств функций
Как и в предыдущие годы, типичными при выполнении заданий базового уровня сложности являются ошибки, связанные с незнанием основных формул, правил, свойств, алгоритмов действий и методов решения уравнений и неравенств
Часть 2 Количество заданий: 10 В4 – В11,С1, С2 Уровень сложности: Повышенный Проверяемое содержание: Алгебра и начала анализа 7-11 Геометрия 7-11 Математика 5-6 Планируемые показатели трудности: от 15% до 45% Средний процент выполнения заданий части 2 по Оренбургской области – 30%
Часть 2 Ухудшились результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности, связанных с преобразованием выражений (иррациональных, логарифмических, тригонометрических). Появилась тенденция улучшения результатов решения уравнений с использованием нескольких приемов, результатов решения текстовых задач Недостаточно усвоены на повышенном уровне следующие элементы содержания: -Геометрический смысл производной; -Тождественные преобразования выражений; -Использование нескольких приемов при решении уравнений; -Решение текстовых задач; -Исследование свойств сложной функции
При интерпретации этих данных следует иметь в виду, что часть учащихся с «удовлетворительной» подготовкой, а также часть учащихся с «хорошей» подготовкой, не предполагающих поступать в вузы, где требуется сдача экзамена по математике, вообще не приступает к решению заданий по геометрии Как и в предыдущие годы, участники экзамена показали невысокие результаты при решении геометрических задач повышенного уровня сложности
Часть 3 Количество заданий: 3 Уровень сложности: Высокий Проверяемое содержание: Алгебра и начала анализа 7-11 Геометрия 7-11 Математика 5-6 Планируемые показатели трудности: Задание С3 (алг.) – 5% - 8% Задание С4 (геом) – 3% - 6% Задание С5 (алг) – 0,1% - 1% Реальные результаты выполнения заданий высокого уровня сложности существенно отличаются от планируемых и представлены в Оренбургской области следующим образом: Задание С3 – 1,3% Задание С4 – 0,6% Задание С5 - 0,5%
Подробный анализ и рекомендации можно найти в следующих документах: Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании математики в средней школе 2. Аналитический отчет о результатах единого государственного экзамена по математике в Оренбургской области в 2007 году Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании математики в средней школе 2. Аналитический отчет о результатах единого государственного экзамена по математике в Оренбургской области в 2007 году