Тема инновационной площадки: «Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса»
Термин «особые образовательные потребности» используется большинством стран, и считается, что он обозначает все разнообразие физических, умственных и поведенческих проблем, связанных с развитием ребенка - от дислексии и дисграфии до более серьезных проблем в отношении развития познавательных способностей, таких как аутизм и синдром Дауна. (Саламанкская Декларация ЮНЕСКО, 1994 год).
Интегрированное образование ориентировано: на детей с задержкой психического развития
детей с умственной недостаточностью
детей с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы
детей с речевыми нарушениями
детей с нарушениями зрения
детей с нарушениями слуха
детей с проблемами в развитии опорно- двигательного аппарата
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование – целостный феномен, предполагающий равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности (ЮНЕСКО).
Инклюзивное образование нужно всем ДЕТЯМ с ОВЗ Нормативно- развивающимся школьникам УЧИТЕЛЯМ ШКОЛЕ СЕМЬЕ ОБЩЕСТВУ Оптимальные условия социализации и полноценного развития Опыт преодоления своих ограничений, ценность здоровья, лекарство от лени Поиск новых методов преподавания, новая педагогическая позиция Сохранение ребёнка, развитие ответственной родительской позиции Гражданские свободы, равные права, ценность человеческого достоинства и индивидуальности Новые ценности, новое оборудование, новые образовательные технологии
Формы интеграции Интернальная (внутри системы специального образования) Экстернальная ( Экстернальная (взаимодействие специального и массового образования).
Модели экстернальной интеграции (Н.Н.Малофеев, Н.Д. Шматко) Постоянная полная интеграция. Постоянная неполная интеграция. Постоянная частичная интеграция. Систематическая временная интеграция. Эпизодическая интеграция.
Различие концепций интегрированного и инклюзивного образования Интеграция предполагает создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям школы и к требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и образовательной среды школы в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.
Различие концепций интегрированного и инклюзивного образования При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения.
Уровни реализации проекта: 1 уровень – теоретический 2 уровень – прикладной 3 уровень – практический
Материально-техническая подготовленность учреждений системы общего образования к обучению в них детей, имеющих ограниченные возможности здоровья Обеспечение финансирования услуг, сопровождающих инклюзивный образовательный процесс Создание социальной инфраструктуры Формирование у специалистов-практиков инклюзивной компетенции Мероприятия по реализации проекта: Правовое регулирование инклюзивного образования
Спасибо за внимание!