Метод учебного проекта
В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта.
Метод учебного проекта характеризуется как: Одна из личностно ориентированных технологий; Деятельностный (учение через деятельность); Обучающий групповой деятельности; Построенный на принципах проблемного обучения; Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; Формирующий навыки самостоятельности; Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу; Здоровьесберегающий.
Классификация: Проект на одно занятие; Проект на несколько занятий Проект на весь учебный год; Проект по одной теме; Межпредметный проект; Внепредметный проект; Проектирование по составу участников: - индивидуальное, - групповое, - разновозрастное. Доминирующая в проекте деятельность.
Учебный проект с точки зрения воспитанника: Возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, решение проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Учебный проект с точки зрения педагога: Дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию – умению находить решения различных проблем, а именно учить: проблематизации; целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии; презентации хода своей деятельности и результатов; умению готовить материал для проведения презентаций; поиску нужной информации; практическому применению знаний, умений, навыков в нетиповых ситуациях; выбору, освоению и использованию технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования.
Таким образом воспитанники во время работы над проектом осуществляют как минимум четыре вида деятельности: мыслительная; коммуникативная; практическая; презентационная.
Два плана учебного проекта Видимый: - тема проекта; - название проекта; - проблема проекта; - задачи; - планирование – осуществление; - презентация.
Невидимый: - тема учебного курса, занятия; - цели и задачи педагога; - необходимый уровень ЗУН; - необходимые специфические умения и навыки; - уровень владения проектной деятельностью; - обеспечение проекта; - формы реализации; - возраст учащихся; - требуемое время.
Этапы работы методом проектов 1 этап – погружение в проект 2 этап – организация деятельности 3 этап – осуществление деятельности 4 этап – презентация результатов
Этапы работы методом проектов Педагог Воспитанники 1-й этап – погружение в проект Формулирует:Осуществляют: 1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы; 2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию; 3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
Этапы работы методом проектов 2-й этап организация деятельности Организует деятельность - Осуществляют: предлагает: 4) организовать группы; 4) разбивку на группы; 5) распределить амплуа 5) распределение ролей в в группах; группе; 6) спланировать деятель- 6) планирование работы; ность по решению задач проекта ; 7) возможные формы 7) выбор формы и способа презентации результатов презентации предпола- гаемых результатов
Этапы работы методом проектов 3-й этап осуществление деятельности Не участвует, но:Работают активно и самостоятельно: 8) Консультирует воспитанников8) каждый в соответ- по необходимости; ствии со своим амплуа и сообща; 9) ненавязчиво контролирует;9) консультируются по необходимости; 10) дает новые знания, когда10) «добывают» у воспитанников возникает в недостающие знания; этом необходимость; 11) репетирует с воспитанниками 11) подготавливают предстоящую презентацию презентацию результатов результатов
Этапы работы методом проектов 4-й этап презентация Принимает отчет: Демонстрируют: 12) обобщает и резюмирует12) понимание проблемы, полученные результаты; цели и задач; 13) подводит итоги обучения;13) умение планировать и осуществлять работу; 14) оценивает умения: общаться,14) найденный способ слушать, обосновывать свое решения проблемы; мнение, толерантность и др.; 15)акцентирует внимание15) рефлексию деятель- на воспитательном моменте: ности и результата; умении работать в группе на общий результат и др. 16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 1012минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
Метод проектов формирует следующие ключевые компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности, через самостоятельную работу над проблемой проекта, приобретение знаний из различных источников информации; в сфере социально-трудовой деятельности, через навыки самоорганизации, самооценки, самопрезентации, умения адаптироваться к действительности; коммуникативная компетентность, через умение общаться и «работать в команде», сотрудничать с людьми в различных видах деятельности; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, через умение использовать свое свободное время; решение творческих и прикладных задач проекта.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.