Память - самая долговечная из наших способностей. Память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать. Психолог С.Л. Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколения жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
В ИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед чело-веком, и рассчитан только на решение данной задачи.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на: непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Основные процессы памяти Запоминание - это процесс запечатление и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное и преднамеренное. Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт.
Цель: определить тип памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов. Материал: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПОВ ПАМЯТИ
Дирижабль Лампа Яблоко Карандаш Гроза Утка Обруч Мельница Попугай Листок Самолёт Чайник Бабочка Ноги Бревно Свеча Тачка Журнал Машина Столб Пароход Собака Парта Сапоги Сковорода Калач Роща Гриб Шутка Сено Волк Бочка Коньки Самовар Пила Весло Загадка Прогулка Книга Трактор
Ход эксперимента: Испытуемому предлагается поочерёдно четыре группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии. Обработка и анализ результатов по формуле: С = А/10 х 100 %, где С - коэффициент типа памяти, А – количество правильно воспроизведённых слов. Чем ближе С к 100 %, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. Вывод: Высокий уровень запоминания – более 80 %. Средний – %. Низкий – объём запоминания меньше 50 – 60 %.
Методика «Оценка оперативной зрительной памяти». Цель: Определить особенности развития оперативной зрительной памяти учащихся. Материал: Карточки с треугольниками, матрица для поиска экспонированных карточек. Ход эксперимента: Ребёнку последовательно на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая и те шесть треугольников, которые ребёнок видел на отдельной карточке. Ребёнок должен отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображённых на отдельной карточке треугольников.
Обработка и анализ результатов: Деление среднего времени работы ребёнка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет получить показатель развитости оперативной зрительной памяти. Нормативных данных методика не имеет. Каждый отдельный результат может быть интерпретирован лишь в сравнении с другими.
Методика «Запомни цифры» Цель: определить объём кратковременной слуховой памяти ребёнка.
Материал: ряды цифр 12 АБАБ
Ход эксперимента: Ребёнку даётся следующая инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу тебе слово «повтори». Далее экспериментатор зачитывает ребёнку сверху вниз ряды цифр (1А), с интервалом в 1 секунду между цифрами. Ребёнок повторяет каждый ряд цифр за экспериментатором до тех пор, пока не допустит ошибку, в этом случае экспериментатор повторяет соседний ряд цифр (1Б). Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то отмечается длина предыдущего ряда, воспроизведённого без ошибки. Далее экспериментатор зачитывает ряды цифр, следующих в противоположном направлении. Затем определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и второй попытках.
Оценка результатов: 10 баллов – правильно воспроизведены 9 цифр. 8-9 баллов – точно воспроизведены 7-8 цифр. 6-7 баллов – воспроизведены 5-6 цифр. 4-5 баллов – названы 4 цифры. 2-3 балла – воспроизведены 3 цифры. 0-1 балл – воспроизведено от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
Методика «Определение объёма долговременной памяти». Цель: определить объём долговременной памяти школьника. Материал: текст, состоящий из 15 смысловых единиц.
Волк. Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у волка очень длинная, жёсткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, в оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьёй. Зимой они ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни, сёла и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.
Ход эксперимента: Ученику объясняют, что ему будет дважды прочитан текст, который нужно внимательно прослушать, запомнить и пересказать через две недели. Текст читается медленно, интервал между первым и вторым прочтением в 10 секунд. Через две недели ученику предлагается пересказать текст. Ответ записывается дословно.
Обработка и анализ результатов: В протокольной записи подсчитывается количество воспроизведённых смысловых единиц. За смысловую единицу принимается основной костяк каждой фразы. Объём долговременной памяти определяется по количеству правильно воспроизведенных смысловых единиц. Высокий уровень – единиц. Средний уровень – 9-11 единиц. Низкий уровень – менее 9 единиц.