Духовно-нравственное воспитание школьников в музыкальной деятельности Из опыта работы учителя музыки МБОУ «Мстёрская СОШ» Бичуренко Ольги Фёдоровны
Искусство - часть человека, а человек - движущая сила искусства. Г.В. Свиридов говорил, что смысл искусства в значительной мере - в совершенствовании человека. Одним из самых доступных видов искусства является музыка.
Музыка феноменальна. Она единственная без слов, цвета, вкуса, запаха способна передать любые нюансы, все оттенки, которые недоступны другим видам искусства. В ней живёт детское воображение, близкое к природе.
Приоритетным направлением уроков музыки ( работаю по программе авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) является русская музыкальная культура, раскрывающая высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской православной церкви), современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Именно духовной музыке посвящён раздел программы «О России петь – что стремиться в храм». Он абсолютно новый в содержании и посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.
С песнопений о Сергии Радонежском, с разучивания и исполнения рождественских колядок, величания святым земли Русской начинаю знакомство учащихся с образами духовной музыки, которое продолжится и в последующих классах.
Духовно-нравственному воспитанию детей способствуют и общешкольные музыкальные праздники, конкурсы классных хоровых коллективов
В течение 12 лет руковожу детскими хоровыми коллективами, которые ежегодно принимают участие в конкурсах. Ребята с удовольствием выступают на концертах перед родителями и жителями посёлка в школе и Доме Культуры.
В седьмом и восьмом классах с увлечением и вдохновенно проходят уроки, посвящённые исследовательской работе.
Вместе со мной год за годом растут и мои ученики. Из пассивных слушателей, какими они были, придя в первый класс, взрослея, ребята становятся активными участниками школьных праздников, пропагандистами своей национальной культуры.