Символизм - литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение. Выполнила ученица 11 «Б» класса Старчекова Ирина
Родоначальником символизма считают французского поэта - Шарля Бодлера.
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro».
Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты. Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний. Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание. Поэт – творец идеальных миров – мистического, космического, божественного. Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов.
Эстетика символизма: 1) За грубой и скучной повседневностью скрывается таинственный идеальный мир, который можно раскрыть только при помощи символов-намёков. 2) Задача поэзии – выразить всю жизнь через эти символы особым языком, богатым поэтическими интонациями. 3) Только искусству дано приникнуть в суть бытия, так как оно способно постичь мир всесильной интуицией.
Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности».
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло группировалось вокруг В.Брюсова. Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создание искусства - приотворенные двери в вечность» Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов сложения.
Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов - это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.