XVII век – сложный, переломный период в истории русской живописи. Еще жила привязанность к традициям старого древнерусского искусства, но уже зарождались новые принципы. Искусство стало приобретать все более светский характер. Художники стали проявлять больший интерес к изображениям реального мира.
Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата, ставшая в XVII веке художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера.
В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков( ). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица
Пример ранних работ Ушакова - икона «Благовещение с акафистом», написанная вместе с Яковом Казанцем и Гавриилом Кондратьевым.
Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона «Спас Нерукотворный».
Широко известно и другое его произведение «Насаждение древа государства Всероссийского».
Примером светского жанра является распространение парусного письма - изображения персон. В первой половине века парсуны выполнялись в сугубо иконописной традиции (Изображения Ивана Грозного, М. Скопина – Шуйского).
Во 2-ой половине XVII века они стали принимать более реалистический характер. (Парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, стольника Г. П. Годунова). Алексей Михайлович. Федора Алексеевич. Г. П. Годунов.
Светские росписи второй половины XVII века известны только по свидетельствам современников. Роспись Грановитой палаты
Из книжных миниатюр этого периода следует отметить «Деяния» отцов церкви. Миниатюра рукописи «Лествица Иоанна» повторяет композицию иконы предшествующего века.
Иконостас церкви Чудова монастыря в Кремле Икона «Собор Иоанна Крестителя» Житийная икона «Троица» Иконы и миниатюры этого времени в целом не выходят за пределы старой традиции.
Роспись Княгинина монастыря во Владимире.
Роспись Успенского собора в Московском Кремле.
Роспись Архангельского собора, служившая усыпальницей московских князей.
В развитии монументальной живописи видное место занимает церковь Троицы на подворье купцов Никитниковых.
В начале XVII века в крупный торговый центр превращается Ярославль. Церковь Николы Надеина.
Фрески Троицкого собора Калязинского монастыря.
Роспись храма Ильи Пророка.
Фрески Ильинского храма. Фреска в Ильинском пределе храма во имя св. Николы Чудотворца. Аввакум Петров.
Роспись храма Иоанна Златоуста в Коровниках.
Роспись церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.
Ряд значительных фресковых циклов сохранились в других городах России: Воскресенском соборе в Романове- Борисоглебске; фрески собора Ипатьевского монастыря в Костроме; роспись Софийского собора в Вологде.
Спаса на сенях Воскресения Иоанна Богослова были расписаны по повелению ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Церкви Ростовского Кремля
Заслугой искусства XVII века явилось то, что оно впервые в России попыталось заговорить о простом, «земном» человеке. Характерной чертой русской культуры XVII века явилось проникновение светских элементов, которые хоть в то время не стали доминирующими, но свидетельствовали о начавшемся обмирщении культуры.
Иллюстрированная История СССР. Автор: Суриков В. И., Захарченко В. А. Издательство «Мысль», 1980 г., с изменениями. Энциклопедия для детей История России Аванта + Главный редактор; Мариам Аксенова История России с Древнейших времен до конца XVII века. Автор; Сахаров А. Н., Буганов В. И. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002 г. CD Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г. CD Шедевры русской живописи. Кирилл и Мефодий 2002 г. CD
Microsoft Word Microsoft Power Point Internet Explorer
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 19». Почтовый адрес: , Алтайский край, г. Яровое, квартал «В», дом 19. Контактный телефон: (38568) Электронный адрес:
Учащиеся 10 Б класса Сафарян Белла и Сафарян Моника.