Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как другой человек.
Должна, должна, кругом должна Кому - то жизнь, кому глоток вина Кому - то задолжала просто слово Должна понять кого - то Я другого Должна кого - то поддержать Должна простить, должна принять … Так и живу всю жизнь в долгу – Никак отдать все не могу. Давыдова Елена – учитель английского языка МОУ лицей 1 г. Усолья - Сибирского
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки ».
Предпосылки и особенности : Чувства : усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным ; Мысли : о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе ; Действия : критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Внешние факторы Высокая рабочая нагрузка ; Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства ; Недостаточное вознаграждение за работу как моральное, так и материальное ; Невозможность влиять на принятие важных решений ; Двусмысленные, неоднозначные требования к работе ; Отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы ; Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным.
Стадии эмоционального выгорания 1. Первая стадия эмоционального выгорания (« медовый месяц »). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия (« недостаток топлива »). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности.
3. Третья стадия ( хронические симптомы ). Чрезмерная работа без отдыха, особенно « трудоголиков », приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, « загнанности в угол ». Постоянное переживание нехватки времени ( синдром менеджера ).
4. Четвертая стадия ( кризис ). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания (« пробивание стены »). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Способы борьбы : непрерывное психолого - педагогическое образование педагога, повышение его квалификации ; Со стороны администрации нужна система поощрений ; Саморегуляция ; Необходимо ограничивать работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания : Старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки ; Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой ; Проще относитесь к конфликтам на работе ; Как ни странно звучит – не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Помните ! Работа – всего лишь часть жизни