Стартовая презентация проекта «Выбор клички для собаки» МОУ «Макаракская основная общеобразовательная школа», учитель начальных классов Шерина Лариса Юрьевна
История возникновения имен Как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самими людям. Имя – основное средство общения. В имени всегда видится нечто большее, чем просто «название», имеется определённый смысл. И потому с давних времен людям кажется, что имя незримой нитью связано с прошлым, будущим и настоящим его обладателя.
А что значит ваше имя?
Основные понятия (термины) Историю возникновения имён, их значение и смысл, связь с историей, с мировоззрениями и верованиями людей изучает специальная наука – ономастика. Буквально этот термин означает «искусство давать имена». Имена даются объектам живой и неживой природы. Это и географические слова-названия, так называемые топонимы, наименование космических объектов – астронимы, клички животных – зоонимы. А знаете ли вы, как появляются кинонимы – клички собак?
Можете ли вы сказать, как выбирают имя для собаки ваши родственники и знакомые? Правильно ли они выбирают имя? Что нужно учитывать при выборе клички любимого животного? Даёт ли кличка информацию о её обладателе? Какие кинонимы люди выбирают чаще других? Почему?
Давайте проведём исследование! Ознакомимся со специальной литературой и проведем опросы среди знакомых. Посетим различные интернет-сайты, посвященные собакам и их кличкам. Сравним свои результаты с результатами ранее проведенных исследований и опросов. Напишем сочинения на тему «Почему мою собаку зовут …» Подберём фотографии и иллюстрации различных пород собак. Найдём как можно больше кличек собак и составим их алфавитный перечень.
Ответь на вопросы и выполни задания 1.Вспомни, как звали собак, полетевших в космос? 2. Как звали любимого пса Буратино? 3. Назови имя овчарки, в честь которой назван одноименный фильм? 4. В честь какой героини названа такса Алиса? 5. Как звали собаку, известную на весь мир, преодолевшую огромное расстояние ради того, чтобы быть рядом с лучшим другом? 6. В честь кого могла быть названа собака Герда? 7. Объясни происхождение кинонимов Бадди, Лани (подсказка: свяжи с английским языком). Помни: киноним – кличка (имя) собаки. 8.Вспомни, как звали любимую собаку Доктора Айболита? А крокодила Гены? 9.Чьё имя могла носить дворняжка Люська? 10. Как бы назвал собаку, любящую зевать? А кусаться? А ласкаться? А злую собаку? 11. Придумай киноним для собаки, у которой хвост похож на пальму? 12. Как звали собаку в мультфильме «Синдбад»? 13. Японского императора звали Микадо. Какую кличку могла носить дворовая собака после смерти императора, если придворные очень любили его? 14. Напиши клички собак, где чаще всего встречаются звуки: [р], [д], [т].
Вопросы: 1. Ноги тонки, бока звонки, а хвост закорючкой? 2. Отважный герой мультфильма «Гарфилд» 3. Кто был в гостях у Барбоса в одном из мультфильмов? 4. Собака дяди Фёдора в мультфильме «Трое из Простоквашино»? 5. Героиня одноимённого рассказа А. П. Чехова. 6. Она маленькая, словно муха, постоянно крутится под ногами, назойлива. Какую кличку можно дать такой собаке?
На какие вопросы можно искать ответы, участвуя в проекте Все ли люди заводят собак? Что такое киноним? Почему клички собак разные? Для чего собаке кличка (имя)? Как собака реагирует на кличку? Вспомни клички героев – собак из твоих любимых книг, кинофильмов, мультфильмов?
Как будет оцениваться сочинение? Критерии оценивания сочинений 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла Раскрытие темы Тема раскрыта полностью, присутствуют элементы логического рассуждения, сделаны выводы. Тема раскрыта, но отсутствуют элементы логического рассуждения, не совсем правильно сформулированы выводы. Плохо раскрыта тема, отсутствуют элементы логического рассуждения, нет последовательности изложении мыслей. Тема не раскрыта, нет попытки для её раскрытия. Эстетическое оформление Сочинение оригинально оформлено, написано красивым почерком, украшено рисунками, фотографиями, иллюстрациями. Оформлено аккуратно, написано красивым почерком, но нет рисунков, иллюстраций. Написано небрежно, нет иллюстраций. Оформлено небрежно Наличие орфографических ошибок Нет ошибок Одна – две ошибки Более двух ошибок Большое количество орфографически х ошибок. Максимальное количество баллов – 15
Как будет оцениваться презентация? Критерии оценивания презентации 5 баллов 4 балла 3 балла Содержание Четкое формулирование проблемы, выдвижение гипотез, формулировка выводов, наличие итогового обобщения. Проблема сформулирована, выдвинуты гипотезы, но выводы не совсем очевидны. Плохо сформулирована проблема, не сделаны выводы, нет обобщения. Оформление презентации Ясно изложены идеи, слайды логически последовательны, оформление эстетически выдержано. Идеи изложены хорошо, но нарушена логическая последовательность слайдов. Идеи неочевидны, оформление презентации не эстетично. Максимальное количество баллов – 10
Как будет оцениваться буклет? Критерии оценивания публикации (буклет) 5 баллов отлично 4 балла хорошо 3 балла требуется доработка Содержание Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты. Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты. Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо. Дизайн Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается. Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно. Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал. Максимальная оценка – 10 баллов
Как будет оцениваться работа каждого ученика? «5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов. «4» - работал активно, материал добывал с чьей – то помощью. «3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое – что сделал для проекта. «2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
… Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля. Антуан де Сент-Экзюпери
Успехов в исследовательской работе!