Метапредметность как она есть Методический семинар 29.10.2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система.
Advertisements

ФГОС основного общего образования ХарактеристикаФГОС ООО Структура 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ; 2) требования.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Методическая конференция ФГОС ООО как механизм обновления содержания основного общего образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Семинар по теме: Современный урок в аспекте реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
1 2 Объективная тенденция развития общеобразовательного курса информатики: от компьютерной грамотности и информационных технологий к общеобразовательному.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Основная образовательная программа начального общего образования как обязательное требование реализации федерального государственного образовательного.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Семинар по теме: Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
ФГОС общего образования Стандарт – это норма, которой что-то или кто-то должен соответствовать. При сравнении результата со стандартом формулируется вывод.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Транксрипт:

Метапредметность как она есть Методический семинар

МИР СТАЛ ДРУГИМ … В 2010 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года 10 наиболее востребованных профессий в 2010 года еще не существовали в 2004 году За время существования книгопечатания человечество породило более 100 млн. книг. 28 миллионов из них можно найти в Библиотеке Конгресса. В среднем, книга в формате DOC весит до мегабайта. Таким образом, вес всех книг в Библиотеке Конгресса составляет в электронном виде около 28-терабайт. По самым скромным подсчетам, всемирная Сеть обретает по 20 терабайт данных в месяц. (По данным университета в Карнеги-Мэллон) 2

« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский 3

Образовательные результаты по ФГОС Предместные (знания) Метапред- местные (УУД) Личностные (отношение, позиция) «…обширные знания» «…привычка мыслить» «…благородство чувств» 4

Предместные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредместные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО. ООО ФГОС НОО. ООО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредместные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; Стандарт ООО

Проблематика: Метапредместные результаты в школьном образовании как инновация Какие изменения в общеобразовательной подготовке обучающихся обеспечивает введение метапредметности Образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения Формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода. 7

8 объективное развитие общего образования в мета предметную сферу отсутствие чёткого понятийного аппарата, описывающего МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ компонент общеобразовательного курса, образования вообще

«Включение в стандарты метапредметности, на мой взгляд, прогрессивный шаг. Но сделано это без должного научного обоснования, с неправомерным отождествлением метапредметной и общеучебной деятельности, подменой педагогических и дидактических понятий психологическими». Хуторской А.В., доктор пед. наук, член-корр. РАО, директор Института образования человека

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредместные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; Стандарт ООО

Хуторской А.В., доктор пед. наук, член-корр. РАО, директор Института образования человека «Не только в естествознании, но и в культуре, искусстве есть свои «столпы», которые характеризуют основы существования не только природного, но и культурного мироздания. Понятия числа, знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве; ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека и т.п. – всё это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к неким первой единым основам».

12 Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. УУД Объект. Язык. Знак. Информация. Система. Процесс. Формализация. Модель. Алгоритм. Программа. Управление. Цель. Исполнитель. Источник. Приёмник. Коммуникация и др. используются формируются Понятийный аппарат, имеющий универсальный характер, который может быть применен (и применяется) к объяснению широкого круга явлений из самых различных областей человеческой деятельности – МЕТАПОНЯТИЯ.

Хуторской А.В., доктор пед. наук, член-корр. РАО, директор Института образования человека «Наше первое исследование, начатое ещё в 1980-х годах, было посвящено фундаментальным константам, традиционно распределённым по учебным предметам – физическим, химическими, математическим, астрономическим постоянным. Оказалось, что такие константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и др. – несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к метапредметным основам бытия».

УУД в системе общего образования формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов сформированность УУД определяет эффективность учебно- воспитательного процесса и его результаты 14

15 БОЛЕЕ 50 ВЫДЕЛЯТЬ НАЗЫВАТЬ ЧИТАТЬ ОПИСЫВАТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ФОРМАЛИЗОВАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ СОЗДАВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОРРЕКТИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ формируются

Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. Выбор формы, знаковой системы, Универсальных учебных действий, отражающих данные понятия и деятельность в разных предметных областях (схемы, модели, опорные таблицы, системы задач и т.п.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ модель содержания обучения 16

17 Освоение общеобразовательного потенциала любого предмета, отражающего вклад в формирование современной системно- научной картины мира, развитие на его основе универсальных учебных действий, метапонятий, ИКТ-компетенций Развитие метапредметного компонента -

Стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии мета предметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной! Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

Пространство формирования метапредметности Элементы педагогической системы Способы достижения Содержание образования - Метапредместные курсы: «Экометрия», «Текст», «Исследование» - Система обобщающих уроков Технологии обучения Исследовательские, проектные, мыследеятельностные и т.д. Организационные формы Метапредместные дни, профильные практики, проектные недели, конференции и т.д.

Элементы педагогической системы Способы достижения Контроль Комплексные работы, метапредместные задания, защита проектов Условия Специально организованные среды: издание газеты «Сороконожка», школьное телевидение, немецкий клуб, самоуправление «Актив лицея» и др.

Метапонятия – метапредместные дни (День книги)метапредместные дни (День книги) Метапредместные программы УУД – уроки, внеурочная деятельность, метапредместные задания. 21

Открытое задание Фундаментальный объект Пирамида метапредметного урока Образовательная ситуация