Метапредметность как она есть Методический семинар
МИР СТАЛ ДРУГИМ … В 2010 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года 10 наиболее востребованных профессий в 2010 года еще не существовали в 2004 году За время существования книгопечатания человечество породило более 100 млн. книг. 28 миллионов из них можно найти в Библиотеке Конгресса. В среднем, книга в формате DOC весит до мегабайта. Таким образом, вес всех книг в Библиотеке Конгресса составляет в электронном виде около 28-терабайт. По самым скромным подсчетам, всемирная Сеть обретает по 20 терабайт данных в месяц. (По данным университета в Карнеги-Мэллон) 2
« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский 3
Образовательные результаты по ФГОС Предместные (знания) Метапред- местные (УУД) Личностные (отношение, позиция) «…обширные знания» «…привычка мыслить» «…благородство чувств» 4
Предместные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредместные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО. ООО ФГОС НОО. ООО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредместные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; Стандарт ООО
Проблематика: Метапредместные результаты в школьном образовании как инновация Какие изменения в общеобразовательной подготовке обучающихся обеспечивает введение метапредметности Образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения Формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода. 7
8 объективное развитие общего образования в мета предметную сферу отсутствие чёткого понятийного аппарата, описывающего МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ компонент общеобразовательного курса, образования вообще
«Включение в стандарты метапредметности, на мой взгляд, прогрессивный шаг. Но сделано это без должного научного обоснования, с неправомерным отождествлением метапредметной и общеучебной деятельности, подменой педагогических и дидактических понятий психологическими». Хуторской А.В., доктор пед. наук, член-корр. РАО, директор Института образования человека
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредместные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; Стандарт ООО
Хуторской А.В., доктор пед. наук, член-корр. РАО, директор Института образования человека «Не только в естествознании, но и в культуре, искусстве есть свои «столпы», которые характеризуют основы существования не только природного, но и культурного мироздания. Понятия числа, знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве; ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека и т.п. – всё это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к неким первой единым основам».
12 Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. УУД Объект. Язык. Знак. Информация. Система. Процесс. Формализация. Модель. Алгоритм. Программа. Управление. Цель. Исполнитель. Источник. Приёмник. Коммуникация и др. используются формируются Понятийный аппарат, имеющий универсальный характер, который может быть применен (и применяется) к объяснению широкого круга явлений из самых различных областей человеческой деятельности – МЕТАПОНЯТИЯ.
Хуторской А.В., доктор пед. наук, член-корр. РАО, директор Института образования человека «Наше первое исследование, начатое ещё в 1980-х годах, было посвящено фундаментальным константам, традиционно распределённым по учебным предметам – физическим, химическими, математическим, астрономическим постоянным. Оказалось, что такие константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и др. – несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к метапредметным основам бытия».
УУД в системе общего образования формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов сформированность УУД определяет эффективность учебно- воспитательного процесса и его результаты 14
15 БОЛЕЕ 50 ВЫДЕЛЯТЬ НАЗЫВАТЬ ЧИТАТЬ ОПИСЫВАТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ФОРМАЛИЗОВАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ СОЗДАВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОРРЕКТИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ формируются
Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. Выбор формы, знаковой системы, Универсальных учебных действий, отражающих данные понятия и деятельность в разных предметных областях (схемы, модели, опорные таблицы, системы задач и т.п.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ модель содержания обучения 16
17 Освоение общеобразовательного потенциала любого предмета, отражающего вклад в формирование современной системно- научной картины мира, развитие на его основе универсальных учебных действий, метапонятий, ИКТ-компетенций Развитие метапредметного компонента -
Стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии мета предметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной! Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.
Пространство формирования метапредметности Элементы педагогической системы Способы достижения Содержание образования - Метапредместные курсы: «Экометрия», «Текст», «Исследование» - Система обобщающих уроков Технологии обучения Исследовательские, проектные, мыследеятельностные и т.д. Организационные формы Метапредместные дни, профильные практики, проектные недели, конференции и т.д.
Элементы педагогической системы Способы достижения Контроль Комплексные работы, метапредместные задания, защита проектов Условия Специально организованные среды: издание газеты «Сороконожка», школьное телевидение, немецкий клуб, самоуправление «Актив лицея» и др.
Метапонятия – метапредместные дни (День книги)метапредместные дни (День книги) Метапредместные программы УУД – уроки, внеурочная деятельность, метапредместные задания. 21
Открытое задание Фундаментальный объект Пирамида метапредметного урока Образовательная ситуация