Губанова Е. В., зав. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО « Сар ИПКиПРО », к. п. н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Системообразующий комплекс мероприятий – важнейший фактор успешного введения ФГОС общего образования
После поражения Дании в войне с Англией в 1813 г. расходы на образование и культуру в стране были увеличены. На протест министра финансов король Христиан VIII ответил : – Мы разорены и бедны. Если мы станем еще и глупыми, то можно перестать быть государством …
Страны, организации и предприятия, разработавшие наиболее приемлемые стандарты деятельности, способны занять главенствующее положение на глобальных рынках труда. Побеждая в конкуренции стандартов, можно выиграть на рынках человеческого капитала, поднять кадровую конкурентоспособность страны. Стандарты – почему сегодня и сейчас ?
Стандарт как система трех компонентов Требования к результатам освоения ООП описание целевых установок общего образования Требования к структуре ООП описание базовых компонентов ООП НОО ООП ООО ООП С ( П ) ОО Требования к условиям реализации ООП описание совокупности условий обеспечения достижения планируемых результатов Такая структура дает шанс сделать наше образование более полезным для российских граждан, расширяющим возможности с точки зрения их жизненного успеха и благополучия.
Стандарт – инструмент оценки, обеспечения и улучшения качества образования, т.е. – инструмент развития образовательной системы. Формула смены парадигмы управления: глубокие изменения и трансформацию всего образования в целом, включая дидактику и методику обучения. « Смена парадигмы » в управлении от управления « на входе » к управлению « на выходе » от управления « по затратам » к управлению « по результатам »
федеральный уровень нормативное и документационное сопровождение введения ФГОС общего образования региональный уровень региональные подходы к обеспечению введения ФГОС общего образования институциональный уровень создание условий для введения и реализации ФГОС общего образования На что обратить внимание
формирование инновационной образовательной среды научно - методического сопровождения методическое сопровождение деятельности педагогических кадров ОУ подготовка педагогического и руководящих кадров к профессиональной деятельности в новых условиях информационное просвещение общественности и семьи Система мер и мероприятий для обеспечения успешного введения и реализации ФГОС общего образования
Система мер и мероприятий по подготовке и обеспечению введения ФГОС НОО в ОУ Саратовской области Комплекс мероприятий по подготовке педагогов Комплекс мероприятий по пропаганде задач ФГОС Комплекс мероприятий по организации и управлению образовательным процессом
Система мер и мероприятий по подготовке и обеспечению введения ФГОС НОО в ОУ Саратовской области Блок 1. Формирование и осуществление на практике единых подходов к организации и управлению образовательным процессом в ОУ в условиях введения ФГОС НОО. Блок 2. Разработка и реализация комплекса организационно- методических мероприятий по подготовке педагогов к работе в новых условиях (разработка системы консультирования, проведение проблемных курсов, организация работы творческих лабораторий и мастерских, проведение научно-практических семинаров и пр.). Блок 3. Разработка и реализация комплекса мероприятий по пропаганде задач стандартов общего образования нового поколения в педагогической и родительской среде с привлечением средств массовой информации, в т.ч. – сети Интернет, посредством издательской деятельности и пр.
Аналитика риски и проблемные места по вопросам готовности школы к введению ФГОС НОО ; способы приведения образовательной среды ОУ в соответствие с требованиями ФГОС НОО ; соответствие требованиям ФГОС НОО нормативной базы ОУ и должностных инструкций работников ОУ ; модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся ; методическое сопровождение введения ФГОС НОО ; прочее.
Направления деятельности 1. Формирование нормативно - правовой базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС ОО 2. Разработка ООП ОО 3. Приведение ресурсного обеспечения реализации ООП начального общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ОО 4. Приведение квалификация педагогических и руководящих кадров ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ОО
качество внутренней локальной нормативно - правовой базы ОУ с точки зрения её соответствия требованиям ФГОС НОО своевременность и логическая последовательность формирования нормативного обеспечения введения ФГОС НОО степень вовлеченности в разработку нормативной базы участников образовательного процесса Первые результаты Сформированность нормативной базы
соответствие содержания ООП начального общего образования ОУ требованиям ФГОС НОО полнота и соответствие структурных компонентов ООП начального общего образования ФГОС НОО, грамотность оформления вариативность форм и способов организации внеурочной образовательной деятельности степень вовлеченности в разработку ООП НОО участников образовательного процесса Первые результаты Разработанность ООП НОО
Первые результаты Ресурсное обеспечение ООП НОО оснащённость ОУ в соответствии с федеральными требованиями, возможность организации как урочных, так и внеурочных видов деятельности младших школьников ; соответствие материально - технической базы реализации ООП НОО действующим нормам ; укомплектованность библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами ( ЭОР ) по всем учебным предметам учебного плана ООП НОО ; наличие доступа ОУ к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ; соответствие условий реализации ООП начального общего образования требованиям ФГОС НОО.
Первые результаты Квалификация педагогических и руководящих кадров ОУ наличие в школе специалистов, прошедших обучение по вопросам введения ФГОС НОО ; наличие перспективного плана - графика повышения квалификации работников ОУ ; разработанность плана ( раздела плана ) методической работы, обеспечивающего сопровождение введения ФГОС НОО ; обеспеченность консультационной методической поддержки учителей начальных классов по вопросам реализации ООП НОО ; соответствие кадрового обеспечения реализации ООП начального общего образования требованиям ФГОС НОО.
Эффективность обеспечения введения ФГОС общего образования Система обеспечения введения ФГОС, сложившаяся в Саратовской области – показала свою жизнеспособность и практичность.