Педагогические технологии. А.К.Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогические технологии. А.К.Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она.
Advertisements

Педагогические технологии. А.К.Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она.
Педагогические технологии в реализации физико-математического профиля.
Педагогические технологии. « Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда.
Педагогические технологии. А.К.Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она.
Педагогические технологии. А.К.Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Педагогические технологии. А.К.Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
« Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой».
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности творческого потенциала педагогов.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Педагогические технологии. МОАУ «Лицей 6» имени З. Г. Серазетдиновой г. Оренбург Работу подготовила учитель географии Иноземцева Елена Александровна.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Районное педагогическое сообщество учителей образовательной области «Искусство»
Транксрипт:

Педагогические технологии

А.К.Гастев «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой»

Закон РФ «Об образовании» Под образованием в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Образованиеобучениевоспитание

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и (дидактические технологии); технологии воспитания

Слово «технология» происходит от греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, - закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве

Определение понятия «педагогическая технология» Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков) Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко) Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М. Монахов)

Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; Процессуальном – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Педагогическая технология - в 3-х аспектах:

Основные идеи технологии: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности; технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками; педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан). Основные идеи технологии:

Критерии образовательных технологий: концептуальность; системность; управляемость (мониторинг); эффективность; воспроизводимость;

Признаки педагогической технологии: диагностичное целеобразование; результативность (предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения); экономичность (оптимизация труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени); алгоритмируемость;

Признаки педагогической технологии: проектируем ость (отражают различные стороны идеи воспроизводимости ПТ); целостность; управляемость; корректируемость (возможность оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели. Взаимосвязан с признаками диагностичного целеообразования и результативности); визуализация (применение различной аудиовизуальной и компьютерной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий)

Традиционное обучение – фундамент инноваций Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Традиционное обучение – фундамент инноваций Положительные стороны: 1.упорядоченная, логически правильная подача учебного материала; 2. организационная четкость; 3. оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Отрицательные стороны: 1. шаблонное построение, однообразие; 2. отсутствие самостоятельности; 3. слабая речевая деятельность (2 мин/день); 4. отсутствие индивидуального обучения.

Инновационные технологии « Инноватика – это не просто новшества, некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)

Инновационные технологии - алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата; альтернативные технологии, связанные с изменением организационных форм учебного процесса.

Инновационные технологии предполагают: повышение уровня мотивации к учебному труду; формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя; постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем; ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;

создание когнитивной схемы мышления; воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе; в основе - дифференциальный подход; хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения, любая задача – это кусок теории; создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов; работа с одарёнными детьми. Инновационные технологии предполагают:

Инновационные технологии Личностно-ориентированный подход; Проектная технология, научно-исследовательская деятельность; ИКТ- технологии; Технологии развивающего обучения: мониторинг

Технологии развивающего обучения проблемное изложение учебного материала; частично поисковая деятельность; самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

Проектная, исследовательская деятельность Требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследований.

Типология проектов: Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная); Предметно-содержательная область: монопроект – межпредметный проект; Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный); Характер контактов (среди участников одной школы, всего города, республики, страны, разных стран мира); Количество участников проекта; Продолжительность проекта

Критерии внешней оценки проекта: 1. Актуальность проблемы. 2. Корректность методов исследования. 3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. 4. Характер общения участников проекта. 5. Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей. 6. Умение аргументировать свои заключения, выводы. 7. Эстетика оформления проекта. 8. Умение отвечать на вопросы.

Личностно - ориентированный подход предполагает: обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы; умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её; какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.

Сравнительная таблица Традиционное обучение Личностно-ориентированный подход Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников. Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия обучающегося. Работа с группами различной успеваемости. Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений. Используется материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика». Используется материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика.

Сравнительная таблица Традиционное обучение Личностно-ориентированный подход Устанавливается одинаковый для всех обучающихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал. Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал. Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. Стимулируется активность класса (как группы). Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Сравнительная таблица Традиционное обучение Личностно-ориентированный подход Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников. Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы. Педагог задаёт для изучения общие для всех темы. Темы согласуются с познавательными особенностями обучающегося. Сообщение новых знаний только преподавателем. Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и обучающихся.

Сравнительная таблица Традиционное обучение Личностно-ориентированный подход Оценка ответа обучающегося только учителем. Сначала оценка ответа самим обучающимся, потом учителем. Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %). Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

Здоровьесберегающие технологии (типы): Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания). Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия). Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла). Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

ИКТ-технологии: использование в работе ЭОР и ЦОР; использование интерактивной доски; работа с Интернет-ресурсами; создание собственного цифрового образовательного пространства; создание собственной мультимедийной библиотеки; проведение, организация конференций; создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.

MULTIMEDIA – поддержка предмета Музыка» 1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»; 2. Мультимедийная программа «Соната» Л. Залесский и компания (ЗАО); 3. «Музыкальный класс» ООО «Нью Медиа Дженерейшн»; 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки», изд-во «Кирилл и Мефодий»; 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки», «Коминфо»; 6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП); 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»; 8. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»; 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 г.»; 10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»; 11. Единая коллекция Российский общеобразовательный портал Детские электронные книги и презентации Уроки музыки с дирижером Скрипкиным, (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск».

Методы активизации обучающихся: пение; импровизация; голосовые игры, речевые упражнения; словесное высказывание о музыке; интересный подбор репертуара; задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.; создание рисунков и раскрашивание; движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.; инсценирование; пластическое интонирование; учебно-игровая деятельность; игра на музыкальных инструментах; использование дискуссионного метода ведения урока; сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и обучающихся.

Современные требования к уроку: 1. Урок должен быть эффективным, а не эффектным. 2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. 3. Построение урока должно строго соответствовать теме. 4. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат. 5. Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни. 6. На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу. 7. Добиваться того, чтобы ученики сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.

Современные требования к уроку: 8. В процессе урока необходимо: рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО; разнообразие активных форм и методов обучения; дифференцированный подход в обучении; четкая организация мыслительной деятельности учеников; создание атмосферы педагогики сотрудничества и творчества; правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом; наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока; совершенствование обучающимися навыков самоконтроля; урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать детей.

Современные требования к уроку: 9. Логичность, умение выделять главное в изучаемом материале и грамотно ставить вопросы. 10. Последовательная постановка целей урока и его этапов. 11. Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний). 12. Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение. 13. Подготовка обучающихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить. 14. Комментирование домашнего задания. 15. Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др. 16. Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех обучающихся в работу при проверке домашнего задания. 17. Закрепление знаний. 18. Организационный момент. 19. Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Успешность современного педагога: способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; постоянный личностный рост; умение решать проблемы; изобретательность и способность к инновационному творчеству.

Способность руководить детьми и учебным процессом: знание современных подходов к процессу обучения; способность формировать коллектив; высокая способность влиять на окружающих; умение обучать; способность формировать и развивать творческие группы.

1. Неумение управлять собой: Каждый учитель должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы поддерживать свою производительность. Нельзя рисковать своим здоровьем, позволять волнениям и рабочим заботам поглощать Вашу энергию. Ограниченная способность управлять собой – неспособность управлять другими!

2. Размытые личностные ценности: От преподавателей ученики и их родители ежедневно ждут принятия решений, основанных на личных ценностях и принципах, которые должны быть четко сформированы. Современная концепция образования ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала коллектива обучающихся и растущая готовность к нововведениям.

3. Смутные личные цели: Педагог может стремиться к недостижимым либо нежелательным целям, которые несовместимы с современностью. Недооцениваются альтернативные варианты, опускаются важные возможности, решаются незначительные вопросы, на которые уходят все силы. Учителя с трудом достигают успеха, не способны оценить успех других.

4. Остановленное саморазвитие: Некоторые преподаватели: недостаточно динамичны, не могут преодолеть свои слабости, работать над собственным ростом, склонны избегать острых ситуаций в интересах личной безопасности, исключают из своей деятельности риск, теряют природную отзывчивость, их деловая жизнь превращается в рутину.

5. Неумение решать проблемы: Квалифицированное решение проблем – очевидный управленческий навык! Проблемы, которые не решаются быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышлениям, так и действиям учителя!

6. Недостаточность творчества: Учитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, ограничен изобретательностью, способностью воспринимать и оценивать инновации, сам редко выдвигает новые идеи, не способен стимулировать других.

7. Неумение влиять на людей: Чтобы обеспечить необходимые для успеха ресурсы, учитель должен получить требуемую поддержку. Необходимо устанавливать взаимодействия с окружающими, прислушиваться к ним, устанавливать тесные связи, уметь «выражать себя».

8. Неумение обучать: Учитель часто выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, учитель не может помочь другим педагогам и обучающимся в саморазвитии. Учитель, которому не хватает способности или желания помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

9. Низкая способность работать с коллективом детей: Учитель не может превратить успехи в классе в результативные. Управление классным коллективом сопровождается трудностями и не дает отдачи. Не создается благоприятный климат, эффективные механизмы управления детьми. Для достижения позитивных результатов учителю необходимо создавать команду единомышленников, использовать их умения.