Технология разработки и применения КОЗ на уроках физики математики. Хабаровск 2012
2 Отечественная школа нуждается в смещении акцентов сознание вагона компетентность- ный подход в образовании. Компетентностно-ориентированное обучение
3 Компетентностный подход в образовании Компетентностный подход в образовании Личности способной к продуктивной деятельности
4 Компетентностный подход в образовании Компетентностный подход в образовании Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Существует такая гипотеза: способствовать развитию компетентностьей учащихся может лишь такой педагог, у которого эти признаки развиты.
5 « Цитадель» Антуан де Сент Экзюпери « Цитадель» Антуан де Сент Экзюпери «Не снабжайте детей готовыми формулами - формулы пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения – успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия.» Развитие обучающихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Мы знаем, что деятельность бывает продуктивной и непродуктивной. В зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие обучающихся.
6 Развитие компетентностьей через деятельность Развитие компетентностьей через деятельность Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Цель – формирование ЗУНов. Продуктивная деятельность связана с работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Cовременная школа ориентирована на продуктивную деятельность, которая относится к проблемному типу обучения.
Компетенция готовность субъекта эффективно со организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Трёхуровневая иерархия компетенций Предлагается в соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета.
Компетенции 1) ключевые компетенции - относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Ключевые образовательные компетентностьи 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Ключевые образовательные компетентностьи 2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Ключевые образовательные компетентностьи 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Ключевые образовательные компетентностьи 4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Ключевые образовательные компетентностьи 5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Ключевые образовательные компетентностьи 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско- общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально- трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Ключевые образовательные компетентностьи 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Итак, виды ключевых компетентностьей: Ценностно-смысловые Общекультурные Учебно-познавательные Информационные Коммуникативные Социально-трудовые Компетентности личностного самосовершенствования
Уровень сформированности ключевых компетентностьей степень присвоения универсального способа деятельности; выделение уровня сформированности ключевых компетентностьей связано с усложнением деятельности, т.е.: - с повышением уровня ее интеграции, - с повышением уровня субъектности
Аспекты ключевых компетентностьей универсальные по отношению к объекту воздействия способы деятельности, входящие в состав компетентностьей.
20 Структура компетентностьно – ориентированного задания (КОЗ) Структура компетентностьно – ориентированного задания (КОЗ) 1. Стимул – погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение; 2. Задачная формулировка - точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания; 3. Источник информации - содержит необходимую информацию для успешной работы; 4. Бланк для выполнения задания – задаёт структуру предъявления результата деятельности; 5. Инструмент проверки - модельный ответ или поле модельных ответов.
Инструмент проверки: аналитическая шкала способ детализации критериев оценки результатов выполнения заданий открытого типа; состоит из единой шкалы, которая используется для оценки заданий открытого типа со свободной формой ответа, и специфической шкалы, применяемой для оценки каждого конкретного задания и уточняющей единую шкалу по параметрам «содержание» и «организация» устного или письменного ответа учащегося
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания
модельный ответ перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа ключ эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа бланк наблюдения способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания
Характеристики тестового задания: Валидность степень соответствия тестового задания своему назначению Надежность устойчивость тестового задания по отношению к случайным внешним факторам Дискриминативность степень чувствительности инструмента оценки применительно к предмету оценки
Задание Писатель Григорий Остер в начале своей книги «Вредные советы» написал: «Книга для непослушных детей, послушным детям читать запрещается». Прочитайте стихотворения из книги «Вредные советы». Кратко сформулируйте советы непослушным детям и запишите их в таблицу. Подумайте, какие советы дал бы писатель ребятам, которые хотят быть послушными, и запишите рядом с каждым вредным советом полезный совет.
Советы стихо- творения Вредный совет Полезный совет
Стихотворение 1 Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками, Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей
Стихотворение 2 Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея уши и лицо, Так зачем же тратить силы, Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет. К старости сама собою облысеет голова.
Стихотворение 3 Если мама в магазине Вам купила только мячик И не хочет остальное, Все, что видит, покупать, Станьте прямо, пятки вместе, Руки в стороны расставьте, Открывайте рот пошире И кричите букву "А"! И когда, роняя сумки, С воплем: "Граждане! Тревога!" Покупатели помчаться С продавцами во главе, К вам директор магазина Подползет и скажет маме: "Заберите все бесплатно, Пусть он только замолчит".
Стихотворение 4 Если вы с друзьями вместе Веселитесь во дворе, А с утра на вас надели Ваше новое пальто, То не стоит ползать в лужах И кататься по земле, И взбираться на заборы, Повисая на гвоздях. Чтоб не портить и не пачкать Ваше новое пальто, Нужно сделать его старым, Это делается так: Залезайте прямо в лужу, Покатайтесь по земле И немножко на заборе Повисите на гвоздях. Очень скоро станет старым Ваше новое пальто, Вот теперь спокойно можно Веселиться во дворе. Можно смело ползать в лужах И кататься по земле, И взбираться на заборы, Повисая на гвоздях.
Стихотворение 5 Требуют тебя к ответу? Что ж, умей держать ответ. Не трясись, не хнычь, не мямли, Никогда не прячь глаза. Например, спросила мама: Кто игрушки разбросал? Отвечай, что это папа Приводил своих друзей. Ты подрался с младшим братом? Говори, что первый он Бил тебя ногой по шее И ругался, как бандит. Если спросят, кто на кухне Все котлеты искусал, Отвечай, что кот соседский, А возможно сам сосед. В чем бы ты ни провинился, Научись держать ответ. За свои поступки каждый Должен смело отвечать.
Стихотворение 6 Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: "Стой! Сдавайся! Руки вверх!" И когда со стула тетя С перепугу упадет И прольет себе на платье Чай, компот или кисель, То, наверно, очень громко Будет мама хохотать И, гордясь своим ребенком, Папа руку вам пожмет. За плечо возьмет вас папа И куда-то поведет. Там, наверно, очень долго Папа будет вас хвалить.
Стихотворение 7 Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: "пожалуйста", "спасибо" Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
Используя получившиеся полезные советы, напишите памятку для одноклассников о том, как нужно вести себя с друзьями, родителями, другими людьми.
Вредный совет Дерись с друзьями. Не следи за собой. / Никогда не мойся. Требуй от родителей, чтобы они тебе все покупали. Пачкай (новые) вещи. Не отвечай за свои проступки. / Сваливай вину на других. Встревай в разговор взрослых. / Мешай взрослым разговаривать. Не будь вежливым.
Полезный совет Не дерись с друзьями. Будь чистоплотным / следи за своей внешностью / чистотой Не требуй от родителей покупать тебе все подряд. Будь аккуратным с (новыми) вещами. Отвечай за свои поступки. / Не сваливай свою вину на других. Не вмешивайся в разговор взрослых. Будь вежливым.
Памятка для одноклассников о том, как нужно вести себя с друзьями, родителями, другими людьми Не дерись с друзьями. Не требуй от родителей покупать тебе все подряд. Отвечай за свои поступки. / Не сваливай свою вину на других. Не вмешивайся в разговор взрослых. Будь вежливым. (Заголовок может быть сформулирован иначе при сохранении общего смысла. Пункты памятки могут быть приведены в любой последовательности.)
Правильно дан вредный совет – 1 балл. Максимальное количество баллов – 7 баллов. В памятку включены полезные советы – 2 балла. Для памятки отобраны только те советы, которые относятся к сфере отношений между людьми – 5 баллов. Отсутствует совет, который относится к сфере отношений между людьми – минус 1 балл. (за каждый отсутствующий совет) Дан совет, который не относится к сфере отношений между людьми – минус 1 балл. (за каждый отсутствующий совет) Максимальное количество баллов – 7 баллов. Документу дан заголовок – 4 балла. Рекомендации представлены по пунктам – 3 балла. Максимальное количество баллов – 7 баллов.
Компетенция готовность субъекта эффективно со организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели Ключевые компетентностьи результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия Ключевые компетентностьи учащихся: Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент). Коммуникативная компетентностьь Информационная компетентностьь.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Бернард Шоу
Внимание! Мы не можем проверять то, что не упомянули в задачной формулировке. Мы не можем не проверять то, что упомянули в задачной формулировке.
Тема. Виды соединений проводников. Цель: формирование у учащихся ключевых компетентностьей: - компетентностьи разрешения проблем (самоменеджмент ): аспект определение проблемы 1 уровень, применение технологии 2 уровень, планирование ресурсов 1 уровень, оценка результатов продукта 1 уровень, оценка деятельности и рефлексия 1 уровень; - информационной: аспект- планирование информационного поиска 1 уровень, извлечение вторичной информации 1 уровень; - коммуникативной: аспект – письменная коммуникация 2 уровень. Стимул: Если Вам удастся выполнить задание в полном объёме, то Вас можно считать Знатоком соединений проводников и Консультантом по данной теме.
Задачная формулировка: В Вашем распоряжении 4 резистора по 6 Ом каждый. 1. Начертите схемы всех возможных соединений 4-х резисторов. 2. Запишите формулу для расчета сопротивления полученного соединения в каждом случае. 3. Найдите сопротивление для каждого соединения. ( Время выполнения задания 20 мин.) Повторите по учебнику параграфы 48, 49 и 33.Запишите, что Вам необходимо, чтобы решить задачу:
Инструмент проверки (модельный ответ). 1. Обозначение резистора на схеме. 2. Схема последовательного соединения проводников. 3. Схема параллельного соединения проводников. 2. Формула для расчёта сопротивления при последовательном соединении проводников. 3. Формула для расчёта сопротивления при параллельном соединении проводников.
Модельный ответ (решения) с подсчётом баллов. Модельный ответ (решения) с подсчётом баллов. 1.1 резистор – 1 балл 2. схема цепи с 2-мя последовательно соединенными резисторами – 1 балл 3. расчет сопротивления цепи с двумя последовательно соединенными резисторами – 1 балл 4. схема цепи с тремя последовательно соединенными резисторами – 1 балл 5. расчет сопротивления цепи с тремя последовательно соединенными резисторами – 1 балл 6. расчет сопротивления при последовательном соединении четырех резисторов - 1 балл 7. схема с двумя параллельно соединенными резисторами – 1 балл 8. расчет сопротивления цепи с двумя параллельно соединенными резисторами – 1 балл 9. расчет сопротивления цепи с тремя параллельно соединенными резисторами – 2 балла 10. расчет сопротивления цепи при параллельном соединении четырех резисторов – 2 балла 11. каждая схема со смешанным соединением – 2 балла 12. расчет сопротивления цепи со смешанным соединением – 3 балла
Задачная формулировка: Задачная формулировка: Посмотрите анимацию и, используя материал § 15,16 учебника, ответьте на вопросы: 1. Что означает величина 5 км/ч? 2. Что показывает стрелка на анимации? 3. Выразите 5 км/ч в м/с, округлив до десятых 4. Задайте время движения пешехода 5. Решите задачу; найдите пройденный пешеходом путь за заданное время ( Международной системе). Оформите задачу по образцу в учебнике на с. 35.
Модельный ответ: 1. Скорость пешехода 2. Направление скорости 3.1,4 м/с 4. t = 5 мин 5.Дано: СИ Решение: t = 5 мин 300 сs = v · t v = 1,4 м/сs = 1,4 м/с 300 с= 420 м s - ?Ответ: s = 420 м
Оценочная шкала: Число баллов Оценка 0 – –
КОЗы на уроках математики В таблице приведены результаты забега шести восьмиклассников на 200 м. Номер дорожки IIIIIIIVVVI Результат (в с) 30,127,328,928,527,824,3 Зачет ставится за результат не более 28,3 с. По каким дорожкам бежали ученики, получившие зачет? Для решения данной задачи школьник должен уметь: исключать лишние данные, сравнивать десятичные дроби, владеть понятием «не более», извлекать информацию из таблицы. При этом только два умения являются чисто предметными, другие - общеучебными. Значит, компетентностьно-ориентированные задания должны быть включены в обучение не только на этапе мониторинга сформированности компетентностьей, но и на этапе их формирования
КОЗы на уроках математики Пример 2. Класс: 6. Тема: «Решение задач на нахождение процентов от числа». Компетентность: информационная. Аспект: извлечение первичной информации. Уровень: I. Задание: Пятиклассник Вася попросил вас помочь рассчитать стоимость туристической путевки. Он вместе с родителями и четырехлетней сестрой едет на неделю в Турцию. Изучите предложенную рекламу турагентства. Сколько будет стоить отдых Васиной семьи? В ответ запишите только число. Ответ: Источник: : реклама турагентства. Инструмент проверки: модельный. Ответ: рублей
КОЗы на уроках математики Пример 3. Класс: 5-6 Тема: «Действия с десятичными дробями» Проверяемая компетентностьь: коммуникативная Аспект компетентностьи: письменная коммуникация Уровень сложности: 1 Задание: Создайте памятку «Сложение / вычитание десятичных дробей». В Вашей памятке должны найти отражение следующие вопросы: как записать дроби, как выполнить действие, как поставить запятую в результате. Источник: правило сложения десятичных дробей, представленное в учебнике. Инструмент проверки: модельный ответ Записать дроби – запятая под запятой. Выполнить сложение / вычитание, не обращая внимания на запятые. В результате отметить запятую под запятыми.
КОЗы на уроках математики Пример 4. Класс: 9 Тема: «Системы уравнений» Проверяемая компетентностьь: компетентностьь разрешения проблем Аспект компетентностьи: целеполагание и планирование деятельности Задание: Вам нужно решить систему уравнений Выберите наиболее подходящий для этой системы способ решения из предложенных. Обоснуйте свой выбор. Источник: Способ сложения – удобно применять в случае, когда коэффициенты при одной из переменных – противоположные числа. Способ подстановки – чаще всего применяется, если одно из уравнений линейное. Способ введения новых переменных – применяется, если в уравнениях системы встречаются повторяющиеся выражения. Графический способ – чаще всего применяется, если требуется найти только число решений системы или когда другие способы решения затруднены (невозможны). Инструмент проверки: Модельный ответ – для решения данной системы наиболее подходит способ сложения, так как коэффициенты при переменной y противоположные числа.
Чтобы в ногу идти со временем, Должен много учитель знать. И одно из условий успешности- КОЗы уметь применять. Чтобы в ногу идти со временем, Должен много учитель знать. И одно из условий успешности- КОЗы уметь применять.