В.А.Сухомлинский Сергеева Александра Анатольевна
1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями. 6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. Тест «Моё здоровье»
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия. 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе… Результаты теста «Моё здоровье»
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения)
Здоровье и педагог Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Г.Спенсер
Осознание педагогами фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: 2% ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО; 22% ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; 23% УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ; 42% ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.
Факторы, укрепляющие здоровье ( по мнению педагогов): 12% занятия физическими упражнениями; 22% полноценное и качественное питание; 24% оптимальная организация рабочего дня; 26% прогулки на свежем воздухе; 56% полноценный сон.
Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Условия образовательной деятельности, отрицательно влияющие на здоровье учащихся: информационные перегрузки; несовершенная организация учебной деятельности; недостаточная двигательная активность; не всегда обоснованный переход на 5-дневную неделю;
авторитарно-репродуктивная система обучения; низкий уровень валеологической компетентности педагогов; низкий уровень культуры здоровья школьников и учителей. Условия образовательной деятельности, отрицательно влияющие на здоровье учащихся:
Здоровьесберегающие образовательные технологии системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Типы технологий здоровьесберегающиеоздоровительные технология обучения здоровью воспитание культуры здоровья
13 Цель здоровьесберегающих педагогических технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
научить учителей использовать знания, навыки и умения по пропаганде здорового образа жизни в своей деятельности; освоить методы валеологического обеспечения педагогической деятельности; освоить методы оценки условий организации и обеспечения УВП с позиций ЗОЖ; освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся; сформировать умения оценивать и корректировать методические приемы с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся. Задачи педагогической деятельности по осуществлению здоровьесберегающих технологий
Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный план выбор УМК выбор программ уроки физкультуры спортивные секции и кружки досуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельности технологии стиль преподавания отметка, оценка знаний объем домашних заданий Режим функционирования школы режим дня расписание учебных занятий питание санитарно- гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен
«Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя»
Целью аукциона является обмен опытом по созданию наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем вопросам здоровьесбережения, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная. Направления лотов аукциона Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс. Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
Направления лотов аукциона Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания. Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличие каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
Для снятия напряжения необходимо: 1) начать с плавного вращения глазами дважды в одном направлении, затем дважды в другом; 2) зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости; 3) нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, затем расслабиться; 4) широко зевнуть несколько раз; 5) расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону; 6) поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить; 7) расслабить запястья и поводить ими; 8) сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук; 9) сделать три глубоких вздоха; 10) мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону; 11) расслабить лодыжки; 12) сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»