Можно ли определить, о ком идет речь? Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила.
Местоимение как часть речи
Цель?
Найдите и выпишите все местоимения из данного текста Я не люблю цветы с кустов, Не называю их цветами, Хоть прикасаюсь к ним устами, Но не найду к ним нежных слов. Я только тот люблю цветок. Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю, Как северный наш василек. (С.Есенин)
Проверьте и оцените свою работу Я не люблю цветы с кустов, Не называю их цветами, Хоть прикасаюсь к ним устами, Но не найду к ним нежных слов. Я только тот люблю цветок. Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю, Как северный наш василек. (С.Есенин)
Личные местоимения Лицо Ед.ч Мн.ч I я мы II тывы III он, она, оно они
Склонение личных местоимений Иямытывыононаони Рменянастебявасегоеёих Дмненамтебевамемуейим Вменянастебявасегоеёих Тмноюнамитобоювамиимею (ей) ими Побо мне о насо тебе о васо нёмо ней о них
Общее значение Признаки местоимения как части речи (морфологические признаки) Синтаксическая функция (каким членом предложения могут быть)
1 группа Проанализируйте предложения и сделайте вывод: что может обозначать местоимение? Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.
Критерии для характеристики Найденная информация Примеры Общее значение Указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их Она (указывает на предмет) вступит, такая (указывает на признак) погода, несколько (указывает на количество) дней Морфологичес кие признаки Синтаксическа я функция
2 группа Выполните задания и сделайте вывод: какими признаками обладает местоимение как часть речи? Такая (погода), такой (день), такое (солнце), такие (ребята). 1. Определите род и число местоимений. Как могут изменяться местоимения? 2. Как вы думаете, могут ли местоимения изменяться по падежам? Докажите.
Критерии для характеристики Найденная информация Примеры Общее значение Указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их Она (указывает на предмет) вступит, такая (указывает на признак) погода, несколько (указывает на количество) дней Морфологичес кие признаки Изменяются по падежам, некоторые по родам и числам Такие ребята, таких ребят, таким ребятам; такой снег, такая вода Синтаксическа я функция
3 группа Определите, какими членами предложения могут являться местоимения? 1. Я хочу рассказать тебе интересную новость. 2. На улице морозно. Такая погода продержится недолго. Подчеркните местоимения как члены предложения.
Критерии для характеристики Найденная информация Примеры Общее значение Указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их Она (указывает на предмет) вступит, такая (указывает на признак) погода, несколько (указывает на количество) дней Морфологичес кие признаки Изменяются по падежам, некоторые по родам и числам Такие ребята, таких ребят, таким ребятам; такой снег, такая вода Синтаксическа я функция Бывают подлежащими, дополнениями, определениями Я хочу рассказать тебе интересную новость. На улице морозно. Такая погода продержится недолго.
4 группа (контролеры) Ознакомьтесь с правилом в учебнике и проконтролируйте ответы первых трех групп
Критерии для характеристики Найденная информация Примеры Общее значение Указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их Она (указывает на предмет) вступит, такая (указывает на признак) погода, несколько (указывает на количество) дней Морфологичес кие признаки Изменяются по падежам, некоторые по родам и числам Такие ребята, таких ребят, таким ребятам; такой снег, такая вода Синтаксическа я функция Бывают подлежащими, дополнениями, определениями Я хочу рассказать тебе интересную новость. На улице морозно. Такая погода продержится недолго.
5 группа (практики) Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке незаметно и овладевала Теткою постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры. Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит? Исправьте текст, устранив повторения. Сделайте вывод: для чего нужны местоимения?
6 группа (прогнозисты) Проанализируйте содержание учебника, просмотрите содержание параграфов, рассказывающих о данной части речи, и сделайте вывод: что нового вы должны будете узнать при изучении этого раздела о местоимении?
Оцените свою работу в группе
Зачем нужны местоимения? Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу. - Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит? -Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?
Давайте посмеёмся! 1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. 2. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. 3. Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал. 4. Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх. 5. Экскурсовод ознакомила нас с темой экскурсии, и от нее мы узнали много интересного. Запишите одно предложение сначала с ошибкой, затем в исправленном виде.
Исправьте ошибки неграмотного ученика Придя со школы домой, быстро переодевшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.
Проверьте Придя из школы домой, быстро переодевшись, я решил отправиться к бабушке и дедушке. До их дома рукой подать. Бабушка у меня хорошая. Знаете, по чему это видно? У нее всегда есть вкусные пирожки. Она печёт их особым способом. Дедушка о ней заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду их поддержкой и опорой. Оцените свою работу
Придумайте рекламу местоимения
Оцените свою работу на уроке
Домашнее задание 1. Для всех: (учим правило) параграф По выбору: Упражнение 391. Написать благодарственное письмо местоимению. Написать сказку о местоимении (можно в паре)