Как начинать шахматную партию
начало шахматной партии для быстрой мобилизации (развития, развёртывания) сил.
В шахматном королевстве есть свои чудеса, свои секреты. Как в любой стране, здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро называется французским словом «дебют» - это начало шахматной партии. Потом наступает день, или, как скажут немцы, миттельшпиль «середина игры». Ну а как стемнеет, наступит вечер - эндшпиль, что означает «конец игры».
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются. Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою. Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.
Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ. Поля d4, d5, е 4, е 5 – назовём ЦЕНТРОМ.
С чего начать? С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с помощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем. Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ. Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.
e7 – e5 e7 – e5 (Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «...»). Чёрные своим первым ходом: Заявили о согласии вести военные действия. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю. Препятствуют вторжению белых. Kg1 – f3 Kg1 – f3... Белые своим вторым ходом: Вывели в бой коня. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.
2. Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4 В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы: 1. Стремись к быстрейшему развитию фигур; 2. Не ходи несколько раз одной фигурой; 3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу; 4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии; 5. Постарайся понять значение каждого хода; 6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку. 7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии. 8. Старайся установить контроль над центром. 9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку. 10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.
Литература: Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, Интернет-ресурсы: Картинки «Учим ребенка правилам игры в шахматы» pravilam-igry-v-shaxmaty.htmlhttp://isoveti.ru/raznoe/uchim-rebenka- pravilam-igry-v-shaxmaty.html Фон титульного слайда