Ф ормирование программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении. Пушнова Ю.Б. методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «Сар ИПКиПРО»
1 раздел «Цели и задачи духовно- нравственного развития». Цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Формирование личностной культуры. Формирование социальной культуры. Формирование семейной культуры.
2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития» Источники нравственности. Патриотизм. Гражданственность. Социальная солидарность. Семья. Личность. Труд и творчество. Наука. Традиционные религии. Искусство и литература. Природа. Человечество.
3 раздел «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития» Воспитание основных человеческих ценностей. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание отношения к труду, жизни. Ценностное отношение к здоровью. Отношение к природе. Чувство прекрасного, формирование эстетического идеала.
4 раздел «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания». Особенности развития современного школьника. Ориентация на идеал. Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Принцип идентификации. Принцип диалогического общения. Полисубъектность воспитания. Системно-деятельная организация.
5 раздел. Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию». Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Взаимодействие с общественными и религиозными организациями, молодежными движениями. Взаимодействие семьи и ОУ.
6 раздел «Планируемые результаты духовно-нравственного развития». 1. Приобретение социальных знаний. (Воспитание приближено к обучению). 2. Позитивное отношение к базовым ценностям общества, ценностного отношения к реальности. 3. Самостоятельное общественное действие. (Участие в нравственно- ориентированной социально значимой деятельности).
Модель выпускника. Первый уровень навыков. Приобретение знаний о национальных ценностях и приоритетах. Первичное осознание себя в социуме(семья, школа, государство). Формирование в себе модели идеала. Разграничение положительной и отрицательной модели поведения. Опыт взаимодействия с учителем и одноклассниками на основе полученных навыков общения.
Задачи учителя на первом этапе: Трансляция знаний, интеллектуального и социального опыта. Осознание первичных навыков духовности, морали.
Второй уровень навыков. Применение полученных знаний в общении с учителем и одноклассниками. Общение на уровне образовательного учреждения и семьи. Практическое подтверждение или отрицание полученных знаний. Навык оценивания знаний в практике общения. Опыт личного переживания полученной информации. Опыт самостоятельного действия. Опыт сосуществования с адекватным, соответствующим себе социумом.
Задачи учителя на втором этапе: Создание в классном коллективе обстановки, закрепляющей полученные детьми знания, поддержание положительного имиджа сформированного идеала, организация учебного процесса и внеклассной работы, способствующей духовно-нравственным приобретениям. Взаимодействие с семьей для единства требований и методов воспитания.
Третий уровень навыков. Закрепление опыта самостоятельного действия. Формирование общественного и индивидуального самосознания. Осознание понятия «свободы». Опыт взаимодействия с социальной средой за пределами образовательного учреждения и семьи. Расширение зоны самостоятельного общения. Опыт осознания базовых национальных ценностей как собственных. Развитие нравственного самосознания.
Закрепление полученного нравственного идеала. Формирование позитивного отношения к жизни, доверия и милосердия к людям. Трансляция приобретенных знаний и опыта в социальную среду. Изменение социальной среды, путем трансляции приобретенных знаний.
активные методы воспитания диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы.
Поликультурное воспитание – социально-образовательная и воспитательная политика и практика, основанная на приоритете социально-ценностных форм содержания, средствах их постоянного диалога, и обеспеченная демократическими механизмами выработки и реализации решений.
Поликультурная образовательная среда Обучающая. ( Информационная. Обеспечивает получение значимой информации с помощью традиционных и информационно-коммуникационных технологий). Воспитывающая. (Социализирующая. Способствует обучению субъектов образования устанавливать социальные контакты). Развивающая. ( Предполагает непрерывное взаимодействие субъектов образования с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации).