«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ… ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТОМ, К ЧЕМУ ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫМ» (А.Маслоу)
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать ( это то, что побуждает деятельность) Мотивация - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Определяет поведение и деятельность школьника в процессе учения
Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Интересы
Внутренние (любознательность, стремление к успеху, понимание необходимости для жизни, учение как возможность общения, удовлетворение от самой деятельности) Внешние (отметки, вынужденный долг, учеба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения, избегание наказания)
Познавательные мотивы (у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета) Социальные мотивы (у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения)
широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний)
широкие социальные мотивы (долг и ответственность); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком)
Возраст ИдеалРеальность младший школьник широкие познавательные мотивы узкие социальные Подростокучебно- познавательные мотивы (способ получения знаний) узкие социальные Старший школьник мотивы самообразования широкие социальные мотивы
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.
избыточность учебного материала, его приоритетная ориентация на день завтрашний; отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования); все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником» (поэтому столь интересны изыскания «Педагогики успеха»); в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивнос ть учебной деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9. Страх перед школой.
Умение (интеллектуальные способности, навыки учебной деятельности) Желание (учебная мотивация)
Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.
организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Укрепление «открытости к воздействиям»; Использование ситуации выбора; Эмоциональный тренинг; Продуманная система поощрений за успехи.
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии. Внешние мотивы в обучении: Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания. Внутренние мотивы в обучении: Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения.
Успешность обучения (высокая успеваемость); Удовлетворение, удовольствие от результата; «Разумные учебные стратегии» Долговременная память; «Социальный комфорт»(самооценка, одобрение близких, общества)