Класс Ракообразные Учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Петреня Игорь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общая характеристика типа Членистоногие Учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской.
Advertisements

Урок по теме : « Класс Ракообразные ». Сформировать теоретические знания, об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой.
Цели урока Сформировать представление о типе Членистоногих, его характеристиках, основных особенностях; Расширить представление о многообразии представителей.
Классы типа Членистоногие Класс Ракообразных Класс Паукообразных Класс Насекомые.
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа 10 муниципального образования.
Презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме: "Общая характеристика животных типа Членистоногие"
МОУ «СОШ 11 г. Михайловки» Урок 27. Класс Ракообразные Автор: Саломатина А.В.
Царство Подцарство Тип Класс Класс Класс. 1. Каковы особенности внешнего строения речного рака ? 2. Каково строение нервной системы ракообразных ? 3.
Цели урока Сформировать представление о типе Членистоногих, его характеристиках, основных особенностях; Расширить представление о многообразии представителей.
Лекция: Тип Членистоногие Чернышова К.В. МБОУ СОШ 2 г.Вяземский.
Класс Насекомые. План урока 1. Актуализация знаний 2. Изучение нового материала Постановка целей урока Общая характеристика насекомых Лабораторная работа.
Презентацию подготовила ученица 7 а класса МБОУ Пролетарской СОШ 5 Кремзукова А. Учитель Волошина Г.В. ТипЧленистоногие.
Тип Членистоногие, класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Тип Членистоногие Класс Насекомые. План урока 1. Актуализация знаний 2. Изучение нового материала Постановка целей урока Общая характеристика насекомых.
Номера верных суждений: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11..
Тип членистоногие (Arthropoda). Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания; Сформировать.
ТЕМА УРОКА « ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Позвоночные. Классы рыб. Каковы отличительные признаки рыб? В чём отличие хрящевых рыб от костных?
Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Заполните пропуски в тексте Рыбы – это … (1) животные, обитающие в воде. Органами дыхания служат …(2). Имеются.
Членистоногие – двухсторонне – симметричные животные с сегментированным телом, имеющим снаружи плотный покров из хитина, и членистыми конечностями.
Транксрипт:

Класс Ракообразные Учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Петреня Игорь Михайлович

Изучить особенности строения и особенности процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные на примере речного рака Задачи

Около 39 тысяч видов моря суша пресные водоёмы Места обитания

Внешнее строение речного рака

1) головогрудь а) голова (5 сегментов): 1 сегмент – короткие усики (орган обоняния и осязания, в основании – орган равновесия), 2 сегмент – длинные усики (орган осязания), 3 сегмент – жвалы (верхняя челюсть, измельчение пищи), 4 и 5 сегменты – нижние челюсти (измельчение пищи);

Внешнее строение речного рака

1) головогрудь а) голова (5 сегментов); б) грудь (8 сегментов): 6, 7, 8 сегменты – ногочелюсти (удерживают пищу, продвигают её ко рту, создают ток воды под панцирем, обеспечивая жаберное дыхание, 9, 10, 11, 12, 13 сегменты – ходильные ноги (на 9 сегменте клешни обеспечивают защиту, нападение, захват пищи, в основании грудных конечностей расположены жабры)

Внешнее строение речного рака 2) брюшко (7 сегментов): конечности 14 и 15 сегментов у самца участвуют в оплодотворении, конечности 16, 17, 18, 19 сегментов – плавательные ножки, у самок к ним прикрепляются оплодотворённые яйца и маленькие рачки, расширенные конечности 19 сегмента вместе с анальной лопастью, 20 сегментом, образуют хвостовой плавник.

Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Цель: уметь определять особенности строения и жизнедеятельности речного рака в связи с его образом жизни. Оборудование: коллекция расчленённого речного рака, таблица «Внешнее строение речного рака». Ход работы 1 – 4 уровни (1 – 8 баллов) 1. Рассмотрите предложенные коллекции речного рака, определите число отделов тела и расположение на них органов. Результаты запишите в таблицу (1 – 2 балла).

Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Отчёт о выполнении работы Вывод: __________________________________________ _________________________________________________ Отделы тела и органы отделов тела Особенности строения Выполняемые функции 1 ___________________ а) __________________ … б) __________________ … 2 ___________________ …

Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Ход работы 2. Рассмотрите расчленённое тело рака и заполните графу «Особенности строения» (3 – 4 балла). 3. Определите функции основных органов в связи с особенностями строения. Результаты внесите в таблицу (5 – 6 баллов). 4. Сделайте вывод о взаимосвязи внешнего строения речного рака с его образом жизни (7 – 8 баллов).

Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Отчёт о выполнении работы Вывод: __________________________________________ Задание ________ _________________________________________ Отделы тела и органы отделов тела Особенности строения Выполняемые функции 1 ___________________ а) __________________ … б) __________________ … 2 ___________________ …

Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Ход работы 5 уровень (9 – 10 баллов) Ответьте на один из вопросов по Вашему выбору. Ответ запишите в тетрадь. 1. В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возраста – не чаще одного раза в год. Чем это можно объяснить? 2. Пойманных раков хранят в корзинах с сочными побегами крапивы. При других способах хранения раков вне воды они быстро погибают. Почему раки при их хранении с крапивой несколько суток остаются живыми?

Выделительная система речного рака пара выделительных (зелёных) желёз у основания головы, продукты жизнедеятельности из гемолимфы поступают в железы, протоки которых открываются у основания усиков

Кровеносная система речного рака сердце в виде мешочка с клапанами, кровеносные сосуды отходят от сердца и открываются в полость тела, гемолимфа омывает органы и ткани, отдаёт кислород, насыщается углекислым газом, поступает в жабры, отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, возвращается в сердце через открывшиеся клапаны

Дыхательная система речного рака расположены в жаберных камерах головогруди и прикрыты головогрудным щитом, жабры связаны с конечностями и образуются из их частей

Пищеварительная система речного рака Рак – всеядное животное Передний отдел: рот, глотка, пищевод, желудок (жевательный и цедильный отделы) – измельчение пищи; Средний отдел: кишечник с пищеварительной железой – переваривание и всасывание пищи; Задний отдел: кишечник и анальное отверстие.

Нервная система речного рака Надглоточный нервный ганглий – «мозг», ганглии брюшной нервной цепочки и нервы обеспечивают регуляцию функций организма

Нервная система речного рака Сложные фасеточные глаза (орган зрения), каждый состоит приблизительно из простых глаз, зрение – мозаичное

Размножение и развитие речного рака Раздельнополое животное, развитие прямое, самка заботится о маленьких рачатах

Кратко повторим изученный материал 1. Расскажите о среде обитания и образе жизни речного рака. 2. Опишите внешнее строение речного рака в связи с его образом жизни.

Кратко повторим изученный материал 3. Каковы строение и функции внутренних органов речного рака?

Изучили особенности строения и особенности процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные на примере речного рака Выполнили мы задачи урока?

Изучить параграф 15 учебного пособия, устно ответить на вопросы 1 – 7 на странице 62. Домашнее задание

Использованная литература 1. Образовательный стандарт учебного предмета «Биология» (6 – 11 классы), утверждённый постановлением Министерства образования Республики Беларусь от ; 2. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Биология. VI–XI классы. Минск: НИО, 2012; 3. Примерное календарно-тематическое планирование «Биология. VI -XI классы». Минск: НИО, Аверсэв, 2012; 4. Л.В.Камлюк, Е.С.Шалапенок. Биология. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск: Народная асвета, 2010; 5. О.Н.Рогожников, Н.К.Колян. Лабораторные работы по биологии, 6 – 11 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Минск: Зорны верасень, Источники фото и рисунков html cz.com/%D0%A8%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1 %8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9- %D1%80%D0%B0%D0%BA-picture_ru html html F2%EE/ Rakoobraznye-Crustacea.html html