«Мой царь! мой раб! родной язык!» Стихия вдохновения или могучий труд созидания? /Анализ текста при подготовке к ЕГЭ/ Автор: Танкова Н. С., учитель МСШ
Точка опоры Блок «вход» Блок «вход» Блок «актуализация» Блок «актуализация» Теоретический блок Теоретический блок Творческий блок/экспериментальный/ Творческий блок/экспериментальный/ Блок обобщения Блок обобщения Блок применения/блок ошибок и их предупреждения/ Блок применения/блок ошибок и их предупреждения/ Блок «выход» Блок «выход»
Блок «вход» Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью и соединенных по смыслу и грамматически. Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью и соединенных по смыслу и грамматически. Параллельная связь в тексте: О=О=О=О Параллельная связь в тексте: О=О=О=О Цепная связь в тексте: Цепная связь в тексте: А – В – С –Д А – В – С –Д
Типы текста Повествование Повествование Описание Описание Рассуждение Рассуждение
!!! Подумай !!! Может ли структура текста меняться? Как? В каких типах? Может ли структура текста меняться? Как? В каких типах? В каком типе речи обычно употребляются глаголы совершенного вида? Почему? В каком типе речи обычно употребляются глаголы совершенного вида? Почему? Что помогает определить тему текста? Что помогает определить тему текста?
Повествование Основной вопрос: что происходит? Основной вопрос: что происходит? Структура:1. Нача ло события/завязка/ 2. Развитие события 3. Кульминация 4. Конец события/развязка/ Структура:1. Нача ло события/завязка/ 2. Развитие события 3. Кульминация 4. Конец события/развязка/ Пробуждение от спячки /повествование/ (сочинение по рисунку)
Описание Структура: 1. Общее представление о предмете 2. Отдельные признаки предмета 3. Авторская оценка Структура: 1. Общее представление о предмете 2. Отдельные признаки предмета 3. Авторская оценка Основной вопрос: какой предмет? Основной вопрос: какой предмет? О какой породе собак идет речь? (сочинение по рисунку)
Рассуждение Основной вопрос : почему? Основной вопрос : почему? Структура:. Структура:. 1. Тезис /высказывается какая-то мысль / 2. Доказательства /аргументы/ или опровержение /сопровождается примерами/ 2. Доказательства /аргументы/ или опровержение /сопровождается примерами/ 3. Вывод 3. Вывод Почему лев – хищник? Почему лев – хищник? (сочинение по рисунку)
Это интересно! Слово «стиль» происходит от латинского. В древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, кости… Острым концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы написать снова. Отсюда выражение : «Чаще поворачивай!», т. е. исправляй Слово «стиль» происходит от латинского. В древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, кости… Острым концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы написать снова. Отсюда выражение : «Чаще поворачивай!», т. е. исправляй
Стиль, как человек, который носит только то, что ему к лицу… Разговорная речь Книжный текст /Официально – деловой/ Книжный текст /Научный/ Книжный текст /публицистический: общественно – политический, Художественный/
Подумай ! Проанализируй предыдущий слайд. С чем ты можешь поспорить? Проанализируй предыдущий слайд. С чем ты можешь поспорить? Подстиль и стилевые вкрапления – это одно и то же, как ты считаешь? Подстиль и стилевые вкрапления – это одно и то же, как ты считаешь? Почему в повседневной речи мы крайне редко употребляем причастия? Почему в повседневной речи мы крайне редко употребляем причастия? Как ты понимаешь творческое название урока? Как ты понимаешь творческое название урока?