Разделительные ъ и ь. Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. М.М. Разумовской
Цель: научиться правильно писать слова с разделительными ъ,ь.
Задачи: повторить правило написания разделительных ъ,ь; поупражняться в правописании слов с разделительными ъ,ь.
Задания: Откройте учебники на стр. 50-ой, выполните задание под рубрикой «Понаблюдайте». Представьте правило о написании разделительных ъ,ь в виде схемы. Сформулируйте это правило (работа в группах).
Схемы Ъ ь е е ё ё ю ю я я и
Какой знак пишется в этих словах? Под…езд, в…юга, бар…ер, об…явление, сер…ёзный, б…от, бур…ян, сверх…мощный, с…ёжиться, с…экономить, вороб…и, пред…юбилейный, четырёх…этажный.
Распределите слова на две группы, выделив орфограмму. Ад…ютант, интер…ер, бар…ер, об…ект, кар..ер, ин..акция, суб…ект, ал…янс, кар…ера. (работа в группах).
Проблема. Зная правило, мы не знаем, как правильно писать эти слова.
Гипотеза Предположим, что правописание этих слов зависит от их происхождения.
ъ Адъютант – [ adjutant] нем. язык Объект- [objectum] лат. язык Субъект-[subjtctus] лат. язык Инъакция-[injectio] лат. язык
ь Интерьер- [interier] фр. язык Альянс-[alliance] фр. язык Барьер-[barriere] фр. язык Карьер-[carriere] фр. язык Карьера-[carriera] ит. язык
Вывод: В иноязычных словах латинского и немецкого происхождения в корне слова пишется разделительный ъ, когда в этих словах есть звук [j]. В иноязычных словах французского и итальянского происхождения в корне слова пишется разделительный ь, когда в этих словах есть звук [i].
Домашнее задание: Индивидуальное (по карточкам) 1 уровень – стр. 52, упр уровень – стр. 53, упр уровень – стр. 50, упр.129
Взаимодиктант (работа в парах) Задание: поочерёдно продиктовать друг другу слова, записанные в ваших карточках, проверить их друг у друга, выставив оценки.