МАСТЕРСКАЯ-ПРАКТИКУМ ПО ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ Владимир Николаевич Лукин Московский Авиационный Институт Лев Николаевич Чернышов Московский авиационный институт Алина Александровна Зотова ООО Netcracker RusCHI member
Цель Формирование представления о процессе проектирования и разработки эргономичного интерфейса и месте участников в этом процессе
Проектирование, ориентированное на пользователя Проектируем интерфейс для Определенных пользователей В определенном контексте использования Для достижения определенных целей С должной эффективностью, продуктивностью, удовлетворенностью и безопасностью
Процесс проектирования Анализ бизнес-процессов и деятельности пользователей Формализация информации в виде диаграмм бизнес-процессов и сценариев Прототипирование интерфейса Тестирование с пользователями
Задание на сегодня Анализ Сценарии Прототипы Тестирование Какую информацию предоставить пользователю? Как ее расположить? Как изобразить элементы управления? Как пользователь решает свою задачу с помощью данного интерфейса? Насколько интерфейс удовлетворяет его задачам и потребностям?
Прототипирование Прототипы На бумаге В графическом редакторе Интерактивное (в любой среде разработки) Цель: объединить результаты предыдущих стадий и создать образ будущего интерфейса (возможны различные уровни детализации)
Объект и фон TEXT
Читаемость и контраст
Организация элементов в пространстве TEXT
Некоторые правила Соответствие элемента управления выполняемой функции Грамотные и понятные подписи и заголовки Грамотные и понятные сообщения об ошибках Кодирование информации в нескольких ключах (и символьное и смысловое)
Некоторые правила Оптимальное количество экранов Соответствие порядка предъявления экранов порядку выполнения действий для решения задачи Информационная адекватность и заполненность пространства – ничего лишнего, все необходимое Логичная и последовательная навигация (не более 4х уровней вложенности)
Обратить внимание на: Единообразие или однообразие? Пиктограммы, надписи Очевидность элементов управления Всплывающее меню, подсказки Ссылка, флаг, кнопка Переход к информации. Включение режима или выбор. Выполнение действия. Обратная связь Время ответа системы, индикация Сообщения системы Понятность, лаконичность, вежливость, содержательность Мышь и клавиатурное исполнение Поддержка опытных пользователей
Статусы элементов интерфейса Enable Все поля доступны для редактирования. Disable Поля не участвуют в текущем контексте, недоступны для чтения, копирования и редактирования. Read-only Поля доступны для прочтения и копирования, изменять нельзя. Hide Поля не участвуют в задаче или запрещены для данной роли.
Тестирование Сценарии Для тестирования прототипа интерфейса используем сценарии, составленные на 2м этапе Пользователи Респондентами – из целевой аудитории программного обеспечения, которая определена на 1м этапе Прототип Тестируем прототип, разработанный на 3ей стадии
Виды тестирования
До тестирования: В процессе подготовки к тестированию необходимо определить: цели и задачи эксперимента выборки пользователей экспериментальная среда экспериментальные задания вступительные и заключительные тексты к экспериментальным заданиям
Во время тестирования Во время проведения тестирования необходимо: экспериментатору(рам) придерживаться определенных правил поведения взаимодействовать с пользователем, обеспечивая благоприятную атмосферу для тестирования задавать вопросы или не задавать наблюдать за действиями пользователя фиксировать вербальные и невербальные реакции пользователя протоколировать процесс тестирования, отмечая события во временной развертке
Как интерпретировать результаты? Обращаем внимание на качественные характеристики Порядок действий пользователя Периоды молчания или разговорчивости Паузы в работе Негативные или позитивные реакции и условия их возникновения количественные характеристики Количество ошибок Общее время выполнения задания
После процедуры тестирования В процессе заключительного этапа необходимо: проанализировать результаты тестирования по количественным и качественным параметрам получить результат в виде сводной информации по пользователям, задачам, количественным и качественным оценкам, времени сделать выводы по результатам тестирования, объяснить результаты выявить причины таких результатов, и объекты (структуры объектов), которые повлекли такие результаты предложить изменения, которые должны улучшить интерфейс
Итоги и результаты Кто выиграл? Почему? Что осталось в памяти? Какие эмоции вы сейчас испытываете?