Существует две основные версии армянского этногенеза, одна из которых (миграционной- смешанная гипотеза) является доминирующей в мировой исторической науке, так как поддерживается наибольшим числом авторитетных мировых специалистов. Согласно основной версии, этногенез армян произошёл в период с конца II тысячелетия до н. э. до IVII века до н. э. в результате этнического растворения малочисленных мигрировавших с запада индоевропейцев в массиве хурритов, урартов, ливийцев и хаттов, населявших Армянское нагорье. Новый этнос в силу определённых обстоятельств сохранил в основе про то армянский язык индоевропейского этнического меньшинства. В самой Армении наибольшее распространение имеет автохтонная версия армянского этногенеза, в основном базирующаяся на различных «хакасских» гипотезах, согласно которым этнические армяне населяли Армянское нагорье со значительно более раннего периода..
В Армении 2 миллиона 81,9 тысяч человек составило городское население, а численность сельского населения достигла 1 миллиона 168,6 тысяч человек. Большинство жителей Армении – почти 68% населения - составляют трудоспособные граждане: мужчины в возрасте лет и женщины в возрасте лет. На долю лиц, младше трудоспособного возраста по состоянию на 1 июля приходится около 20% населения, а на долю лиц, старше этого возраста – около 2% населения. Средняя продолжительность жизни человека в Армении составляет 74 года. По данным Национальной службы статистики Армении, уровень рождаемости в республике в 2009 года в 1,3 раза превысил показатели смертности.
Коэффициент прироста населения – 0.1% в год. Коэффициент рождаемости – 12,85 рождений/1000 человек. Коэффициент смертности – 8,5 смертей/1000 человек. Коэффициент миграции – -3,8 мигрантов на 1000 человек. Суммарный коэффициент рождаемости – 1,37 детей на женщину. Коэффициент младенческой смертности – 18,85 смертей/1000 родившихся живыми.
В Армении из года в год снижается уровень рождаемости, а вместо этого растет показатель смертности, в том числе случаев рождения мертвыми и уровень детской смертности. По данным Национальной статистической службы Армении, в 2010 г. родились детей, из которых – мальчики, – девочки. В 2011 г. родились детей, из которых – мальчики, – девочки. Самый высокий показатель рождаемости в Армении был зафиксирован в 1995 г. – родились детей.
Уровень детской смертности был наивысшим в 1995 г. – 697 случаев. В 2010-м умерли 512 детей, в в среднем этот показатель был равен примерно 448. Примечательно, что больше всего случаев рождения мертвыми зафиксировано в Котайкской области Армении, детская смертность зашкаливает в Ширакской. Фактически, кроме тенденции к снижению рождаемости более или менее быстрыми темпами растет количество случаев, когда дети просто рождаются мертвыми. Основной причиной смертности, по данным Нацстатслужбы, являются особые случаи в предродовой период, а также врожденные аномалии и нарушения в развитии плода.
Основные причины смертности в течение многих лет почти не изменились. Как в предыдущие годы, в этом году также на первой строчке находятся болезни системы кровообращения, в случае с которыми зарегистрирован небольшой рост в сравнении с предыдущим годом. Например, в этом году от болезней системы кровообращения умерли 7 тысяч человек, а в прошлом году – 7 тысяч 163. На второй строчке находятся случаи смерти от новообразований. В январе-июне текущего года зарегистрировано 2 тысячи 850 смертей, а за тот же период предыдущего года – 2 тысячи 715. В сравнении с предыдущим годом сократилось число случаев смерти от этих болезней.
Демографическая ситуация в Армении находится в центре внимания правительства страны, которое в 2009 году утвердило стратегию демографической политики до 2035 года и соответствующую программу мероприятий. Программой предусматривается реализация ряда проектов, направленных на демографическое развитие и прирост численности населения Армении. Особое внимание в Армении уделяется и помощи армянским семьям, оказанию помощи при рождении детей в многодетных семьях в виде подобий.
Армении Всю свою историю Армения была как отправной, так и конечной точкой многочисленных волн миграционных процессов армянского народа. Первые десятилетия 20-го столетия видели и рассеивание армян из-за Геноцида в Турции, и перемещение западных армян в сегодняшнюю Армению. В течение советской эры, политика репатриации привела армян в Советскую Республику Армения из Ближнего Востока, Европы и Соединенных Штатов. Но, начиная с 1975, сотни людей ежегодно начали оставлять Армению, мигрируя главным образом в Соединенные Штаты. Армения сегодняшняя Австралии Армянская община Австралии насчитывает приблизительно человек и в значительной степени состоит из иммигрантов из Ближневосточных стран (Египет и Ливан), главным образом прибывших после Второй мировой войны. В то время как более «старшие» азиатские Диаспоры исчезли, Австралия стала новым местом для пункта назначения армянских переселенцев.
Ираке История армянской общины в Ираке может быть прослежена с начала 17-го столетия и принудительного переселения армян Шах-Аббассом в Иран. Часть этих переселенцев пошла дальше к Месопотамии. В период Первой мировой войны армян, оставшихся в живых после резни в армянских областях Турции, бежали в Ирак. После революции в Ираке в 1958 году, политическая неустойчивость привела к армянской эмиграции из страны. Теперь армянская община насчитывает здесь приблизительно человек.
Кипре Сегодня, города Никосия и Ларнака являются родиной тысячной армянской общины. Армяне начали появляться на Кипре в 4-ом столетии, но массовый приток начался после Первой мировой войны за счет переселенцев, оставшихся в живых после резни в Турции. Всего армян на Кипре человек.
Подавляющее большинство населения Армении – христиане Армянской апостольской церкви, за которой законодательно закреплен статус национальной церкви армянского народа. Есть в Армении также верующие Русской Православной церкви, мусульмане, иудеи и представители других конфессий. В том числе, так называемых, религиозных меньшинств.
Ислам в Армении был распространен, в основном, среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман было вынуждено оставить страну. Наиболее крупная мусульманская община, включающая курдов, иранцев и выходцев из стран Ближнего Востока, в настоящее время сохранилась только в Ереване. Большинство из них принадлежат к суннитам шафиитского толка. Среди курдов довольно значительную общину образуют йезиды, религиозные верования которых включают элементы зороастризма, ислама и анимизма. Конституция гарантирует свободу вероисповедания, в т.ч. право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой.
Свадьба у армян - это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты. В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов. Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения. При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таро секс» («передаю тебе») - желая им того же счастья, что и у него.
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна... Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и
Летом, в начале августа, когда стано вится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело. День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.