Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 1. Понятие « одаренность » 2. Признаки и виды одаренности 3. Система работы с одаренными детьми в школе
Задатки - врожденные анатомо - физиологические особенности нервной системы, являющиеся природной предпосылкой формирования и развития способностей Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или другой деятельности.
Факторы развития личности Наследст - венность Активность Воспитание Деятель - ность Окружаю - щая среда
Одаренные дети - это дети, которые в силу выдающихся способностей показывают высокие достижения ( или имеют внутренние предпосылки для таких достижений ) в одной или нескольких сферах.
Дети с признаками одаренности 1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления ; 2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность ; 3) испытывают радость от умственного труда.
Психологические признаки одаренности - высокая продуктивность мышления ; - легкость ассоциирования ; - способность к прогнозированию ; - высокая концентрация внимания ; - большой объем кратковременной памяти ; - хорошая скорость восприятия информации ; - способность к различному кодированию и декодированию информации и др.
Категории одаренных детей дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях дети с признаками специальной одаренности в определенной области науки или искусства, техники учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но имеющие высокую познавательную активность, оригинальное мышление
Виды детской одаренности по широте проявления : общая и специальная ; по предпочитаемой деятельности : интеллектуальная, творческая, художественная, спортивная, конструкторская, лидерская и др. по интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению : одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные ( таланты и вундеркинды ); по возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая ; по форме проявления - явная и скрытая ; по степени сформированности одаренности - актуальная и потенциальная
Компоненты педагогического процесса : цель задачи принципы содержание формы и методы деятельности планируемые результаты
Цель и задачи работы ОУ с одаренными детьми ЦЕЛЬ - создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей. ЗАДАЧИ работы с одаренными детьми в начальной школе : развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников ; формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности ; овладение элементами исследовательской деятельности ; формирование основ теоретического мышления ; выявление одаренных детей. ЗАДАЧИ работы с одаренными детьми в основной и старшей школе : Формирование знаний, умений, навыков и способов действий в определенных предметных областях ; Создание условий для познавательного и личностного развития детей с учетом дарования
Принципы работы с одаренными детьми Совместная деятельность со взрослыми разнообразие возможностей Свобода выбора дополнительного образования Повышение роли внеурочной деятельности Усиление межпредметных связей дифференциация и индивидуализация обучения Личностно ориентированный подход
Содержание школьного образования Требования к программе обучения для интеллектуально одаренных детей отражают 4 основных подхода : ускорение, углубление тем и дисциплин ( для специально – одаренных в этой области ), обогащение ( выход за рамки темы и предмета, межпредметные связи ), проблематизация ( использование оригинальных объяснений, поиск нового смысла и альтернатив, развитие рефлексии ).
Формы обучения в условиях общеобразовательной школы Основные принципы : индивидуализация и дифференциация Урочные формы - Дифференциация в параллели постоянная ( с 9 класса ); - Перегруппировка параллелей. Попеременное обучение - Группировка учащихся внутри класса в малые группы по разным критериям Частично - индивидуальная программа : Обучение по индивидуальной программе. Рейтинг успешности обучающихся старшей школы. Внеурочные формы Консультирование групповое и индивидуальное. Факультативы, кружки. Работа в исследовательских и творческих группах по разработке проектов. Очно - заочные школы. Каникулярные сборы, профильные лагеря, мастер - классы, творческие лаборатории. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад разного уровня Детские научно - практические конференции и семинары. Взаимодействие с центрами дополнительного образования, библиотеками, музеями и т. д. Наставничество Персональные выставки.
Способы обучения Основные методы обучения : - исследовательский - частично - поисковый - проблемный - проективный Образовательные технологии : « мозговой штурм », создание ситуации свободы выбора, дискуссии, игры, проблемные методы ( проблемные ситуации и задачи, проблемное изложение материала ), творческие задания, самостоятельная и исследовательская работа, разноуровневые задания, ролевые и деловые игры, портфолио, использование тренингов для стимулирования и поддержки одаренных детей.
Способы поощрения Публикация в СМИ Премия администрации ОУ « Ученик года » Увеличение каникулярного времени Присуждение номинаций Стенд « Лучшие ученики школы » Предоставление права защищать честь школы на конкурсах и олимпиадах разного уровня Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета Присуждение номинаций
Взаимодействие с родителями Выпуск сборников « Вестник для родителей », « Родительский дневник » и др., сайт школы в сети Интернет. Родительские собрания, индивидуальная беседа родителя с членами администрации, классными руководителями, учителями - предметниками, психологом. Общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.
Требования к педагогическим кадрам : Высокая профессиональная компетентность ; активная научно - методическая деятельность ; владение возрастной психологией ; стремление к самообразованию и самосовершенствованию ; общекультурная эрудированность ; доброжелательность, высокий педагогический такт ; наличие организаторских способностей ; знание и применение здоровьесберегающих технологий ; умение нестандартно организовывать и проводить уроки.
Позиция педагога Внимание к реальным проявлениям одаренности Владение способами выявления и развития одаренности Сопровождение социализации и нравственного становления одаренного ребенка
Этапы работы с одаренными детьми Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, психологов, анализ особых успехов и достижений учащихся, создание банка данных по талантливым и одаренным детям. Диагностика детей с помощью психологических тестов. Работа педагогов с детьми по развитию их способностей, выработке активной жизненной позиции, формированию культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости.
Проблемы одаренных детей неприязнь к « школьному » однообразию ; « погружение » в философские и научные проблемы ; отказ от общения со сверстниками ; завышенные планы ; ощущение неудовлетворенности достижениями ; сверхчувствительность ; несоответствие физического, интеллектуального и социального развития и др.
В каждом человеке есть Солнце, надо только, чтобы оно светило. Сократ