ИТОГИ СЕМИНАРА- ТРЕНИНГА «Я – ПЕДАГОГ» Педагог-психолог О. М. Горбачёва
Никогда не поздно изменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь Максуэлл Мольц
Цель семинара: содействие повышению уровня самосознания, саморазвития и психологической компетентности педагогов лицея Предполагаемый результат: повышение уровня психологической подготовки педагогов, стимулирование мотивов личностного и профессионального роста
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ: социально-психологической аутопсихологической коммуникативной психолого-педагогической социально-перцептивной компетентности
знание людей, (наблюдательность и т.д.) закономерности поведения, дея тельности и отношений человека знания методов осуществления влияния знания о различных стратегиях и методах эффективного общения самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием самоэффективность
ЭТАПЫ РАБОТЫ подготовительный диагностический практический итоговый
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫ Й ЭТАП Составление программы семинара Подборка диагностического материала Выбор формы проведения Разработка рабочих тетрадей для участников семинара
ПРОГРАММА СЕМИНАРА Тема Ключевые вопросы 1 Профессиональная Я -концепция – «Я - педагог» Ø Понятие, структура и значение концепции «Я - педагог» 2 Преимущества рефлексивного слушания ØРефлексия и ее виды ØТехники рефлексивного слушания 3 Целеполагание ØПедагогическая задача ØПозиция педагога ØФормы и стили педагогического общения 4-5 Мотивационный менеджмент ØСаморегулирующиеся предсказания ØВозрастные особенности мотивации школьников ØФакторы, препятствующие и благоприятствующие мотивации учения ØСтили обучения и педагогической деятельности ØТворчество как основа педагогической деятельности ØУправление процессом усвоения понятий 6-7Управление собой и ученическим коллективом ØОбщий вид формирования действий, входящий в умение учиться ØРазновидности защитного поведения, их характеристики и функции Øспособы сохранения внутреннего спокойствия Øспособы разрешения конфликтов
Я-концепция - «Я – педагог» и ее корректировка Рефлексив ное слушание Целепо- лагание Управление ученика ми Управление собой Мотива ционный менеджмент повышение уровня психологической подготовки, стимулирование мотивов личностного и профессионального роста
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 1. Тест «Я – концепция» 2. Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов 3. Определение готовности к саморазвитию учителя и факторов, стимулирующих и препятствующих этому 4. Определение уровня сформированности педагогической рефлексии 5. Тест «Психологическая компетентность учителя» 6. Оценка профессиональной направленности учителя 7. Самооценка профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности 8. Самооценка профессионально-педагогической мотивации 9. Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности 10. Оценка творческого потенциала учителя 11. Тестирование по изученному материалу
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
ПЕДАГОГИ ИМЕЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ: прорефлексировать свой педагогической опыт, свое отношение к коллегам, ученикам, их родителям; выявить причины возможных затруднений в педагогической деятельности; наметить стратегии развития необходимых качеств личности, способствующих самосовершенствованию; изменить сложившийся способ действий, а значит, внести коррективы в формирование своей профессиональной Я-концепции.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП Обработка результатов диагностирования Сравнительный анализ первичного и вторичного диагностирования Анализ проблемных моментов Определение направления дальнейшей работы с педагогами
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА «ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ»
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ
Самооценка профессионально-педагогической мотивации Уровень мотивации Составляющие мотивации высокий средний низкий профессиональная потребность 37%56%6% функциональный интерес 44%37%19% развивающаяся любознательность 38%50%13% показная заинтересованность 31%63%6% эпизодическое любопытство 31%50%19% равнодушное отношение 13%75%13%
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Общая напряжённость психологических защит в коллективе составляет 50,0, что соответствует норме. 2. Высокая мотивация у 44% респондентов, состоящая из таких мотивов как профессиональная потребность, функциональный интерес; развивающаяся любознательность; у 37% – средне развиты соответствующие мотивы, 19% - показная заинтересованность; эпизодическое любопытство; равнодушное отношение 3.100% поли направленность педагогов: ярко выраженной направленности на предмет у 22% ярко выраженной интеллигентность у 11%
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Диагностируемые параметры Результаты диагностики первичной повторной Доминирующая эмоциональная модальность 64% радость 22% страх и печаль, гнев 7% гнев и печаль 7% гнев 57% радость 14% гнев 14% печаль 14% страх и печаль Уровень сформированности педагогической рефлексии 39% высокий 43% высокий 57% средний 4% низкий 0% низкий Уровень психологической компетентности учителя 53% достаточный 47% малый 86% достаточный 14% малый
ВЫВОДЫ: 1. Отмечена положительная динамика уровня психологической компетентности 2. Выявлены следующие проблемы: факторы, влияющие на готовность к саморазвитию педагогов негативное эмоциональное состояние педагогов, выраженность деструктивных механизмов психологической защиты равнодушное отношение к работе, инертность, недостаточно усвоены такие понятия как вербализация чувств, методы, способствующие пониманию, психологические приемы, используемые при подготовке и проведению уроков.
ВЫВОДЫ 3. Определены направления дальнейшей работы: 3.1 темы для изучения: причины неуспеваемости ее коррекция, психологические игры в начальной школе, гендерный подход в обучении, общение с родителями, разрешение конфликтных ситуаций 3.2 формы работы (индивидуальная работа с педагогическими кадрами, анализ практической и научной деятельности учителей: выступление на конференциях с психологической направленностью об опыте применения тех или иных психологических знаний на практике, проведение открытых уроков, мероприятий. создание экспериментальных групп и многое другое.
ВЫВОДЫ: 4. Поставленные задачи выполнены: выявлены: особенности психического состояния педагогов в начале и конце учебного года, особенности свойств личности педагогов (направленность, способности); особенности психических процессов педагогов, таких как мышление, логики и др. причины возможных затруднений в педагогической деятельности; осуществлена: профилактика нежелательных негативных тенденций личностного развития; просветительская деятельность, направленная на приобщение учителей к знаниям своих психологических особенностей и особенностей учащихся; осуществлено содействие развитию: педагогической рефлексии; творческого потенциала педагогов; умения управлять собой и ученическим коллективом.
ВЫВОДЫ: 5. Предполагаемый результат достигнут повышение уровня психологической подготовки, стимулирование мотивов личностного и профессионального роста
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением А. Дистервег
Спасибо за внимание!