Требования к содержанию дополнительных образовательных программ
Структура образовательной программы: -пояснительная записка -учебно-тематический план -содержание программы -методическое обеспечение -список литературы для педагога -список литературы для детей -приложения
Пояснительная записка содержит: -направленность дополнительной образовательной программы: -художественно-эстетическая; -культурологическая; -туристско-краеведческая; -эколого-биологическая; -физкультурно-спортивная; -социально-педагогическая; -военно-патриотическая.
-актуальность программы; -новизна программы; - отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ;
-цель программы (всегда существительное!!!) например: расширение знаний….посредством… формирование ….и самореализация через….. повышение уровня … формирование …личности ребенка на основе…
-задачи дополнительной образовательной программы: (всегда глаголы): 1. Обучающие (формировать…, знакомить…., обучать… 2. Развивающие (развивать…, способствовать развитию…. 3. Воспитательные (воспитывать…, прививать ….
Основная идея программы: например: Активизация творческой активности… Активизация познавательной деятельности…. Развитие мотивации к …..деятельности
Принципы: -научности, -воспитывающего обучения, - наглядности, -доступности, -систематичности и последовательности, -дифференции обучения.
-возраст детей; -сроки реализации Например: 1 год обучения – 144 часа 2 год обучения – 216 часов 3 год обучения– 324 часа
-режим занятий Занятия проходят: 1 год: 2 раза в неделю по 2 часа -формы и методы: Методы: -словесный -наглядный -деятельностный
Формы: -беседы, -наблюдения, - тематические игры, -практикумы, -экскурсии, - коллективные, групповые, индивидуальные занятия, -показ видеоматериалов и т.д.
-ожидаемые результаты и способы их проверки Обучающиеся знают: ……… умеют: …….. (расписываем по годам обучения или в целом)
Способами проверки знаний и умений: -анкеты, -тестовые задания, -доклады, -рефераты, -проектные и исследовательские работы, --мониторинг реализации дополнительной образовательной программы, -индивидуальные творческие работы обучающихся.
-формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - выставки; - фестивали; - соревнования; -исследовательские конференции; -показательные выступления; -отчётные концерты
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Наименование разделов и тем Количество часов Всего ТеорияПрактика Раздел 1.___________________ 1.1__________________ 1.2__________________ …………………………. Раздел 2.___________________ 2.1__________________ 2.2__________________ …………………………. ……………………………….. ……………………………… ………………………………. Итого:
Содержание 1-го года обучения Вводное занятие Раздел 1. _____________________ 1.1. ______________________ Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания). Практика (примерное содержание практической деятельности детей на занятии), место проведения занятия (если занятие выездное) __________ и т.д.
Методическое обеспечение программы В этом разделе перечисляется: -необходимое оборудование, - наглядные пособия, - таблицы, - справочники, - фонотека, - иллюстративные материалы, - методические материалы, необходимые для проведения занятий.
Список литературы для педагога Список литературы для обучающихся (оформляется по требованиям ГОСТ )
Приложения Приложения оформляются по желанию составителя образовательной программы. В эту часть программы можно поместить: дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий; словарь специальных терминов с пояснениями; контрольные вопросы; технологические карты; материалы тестирования; памятки для родителей и др. Приложения нумеруются и должны иметь название.