« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Личностно - ориентированное обучение с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Назначение личностно ориентированного подхода к образованию : состоит в том, чтобы содействовать становлению человека : его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы « заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания ».
Задачи по реализации ЛОО : Выявить характерные черты личностно - ориентированного урока ; Определить и апробировать на учебных занятиях приемы и методы актуализации субъектного опыта ребенка ; Выяснить и использовать возможности создания ситуации индивидуального и коллективного выбора для учащихся в учебно - воспитательном процессе ; Разработать схему анализа и самоанализа личностно - ориентированного урока.
Целевые ориентиры ЛО занятий : Формирование у учащихся системы научных знаний и освоения ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного метода ; Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов ; Содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции.
Принципы построения учебно - воспитательного процесса на уроке Принцип самоактуализации. Принцип индивидуальности. Принцип субъектности Принцип выбора. Принцип творчества и успеха. Принцип доверия и поддержки.
Три ключевые педагогические действия 1. Создать для учащегося проблемную ситуацию, не пережив которую он не может по - настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, ребёнок испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития. Задача педагога : помочь воспитаннику ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего опыта
Три ключевые педагогические действия 2. Создать условия для приобретения учащимся нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый « зоной ближайшего развития ». Задача педагога : « включить » учащегося в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту
Три ключевые педагогические действия 3. Помочь учащемуся понять, что он выработал свой новый личностный опыт Задача педагога : создать условия для самоконтроля и самооценивания
Диагностики : диагностика уровня обучаемости. диагностика индивидуального познавательного стиля учеников. диагностика « Психологическая модель мышления ». диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников
Сидоров М. Активно сть Успешность Примерная структура дневника наблюдений
Образовательная среда : организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
Образовательная среда : предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий ;
Образовательная среда : использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
Образовательная среда : создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности ;
Образовательная среда : постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы ;
Образовательная среда : особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий ;
Образовательная среда : разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское ( поисковое ) мышление ;
Образовательная среда : организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;
Образовательная среда : конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Формирование учебной деятельности в начальной школе : Организация принятия учебной задачи. Планирование решения учебной задачи. Поиск и построение способа решения учебной задачи.
Формирование учебной деятельности в начальной школе : Конкретизация и применение способа для решения частных задач. Контроль и оценка результата и процесса решения учебной задачи.
Проектирование урока : конструирование учебной задачи, планирование и поиск решения, конкретизация и применение способа для решения частных задач, контроля и оценивания.
Проектирование урока : Форма " поурочного " плана : этап урока ; деятельность учителя ; деятельность учащихся ; методический комментарий.
Технологии : Сотрудничества ; Обучение в команде ; « Пила » « Кластер » « Ключевые термины » « Учимся вместе »